"ЭТО УЖАСНО, что мы в Америке создали такую службу здравоохранения, которая может быть столь безразличной к человеческим страданиям, которая нацелена только на прибыль и столь равнодушна к нуждам своего народа" - так оценил здравоохранение своей страны сенатор Э. Кеннеди.
Как это ни покажется парадоксальным, но в таком богатом государстве, как США, отсутствует общегосударственная система медицинского обслуживания, нет централизованного государственного управления в этой области. Их созданию противодействует Американская медицинская ассоциация (АМА). Эта частнокапиталистическая организация охватывает большую часть практикующих врачей страны. Во главе ассоциации находятся наиболее преуспевающие дельцы от медицины. АМА пользуется поддержкой корпораций, вкладывающих средства в сферу медицинского обслуживания и определяющих численность врачей, больниц, цены и условия предоставления услуг.
ЗДОРОВЬЕ - ПО КАРМАНУ НЕ ВСЕМ
Коммерсанты от медицины вздувают цены на все виды медицинского обслуживания, которые растут раза в два быстрее многих других цен в стране. Мало того, американским медикам выгодно, чтобы больных было больше и болели они дольше. Обычно врач сознательно затягивает лечение больного, чтобы побольше "выкачать" из него денег.
По этой же причине развиваются наиболее доходные разделы здравоохранения, например хирургия. Отстают же такие малоприбыльные сферы медицины, как предупреждение заболеваний (профилактика), санитария, лечебное питание и т. п.
В Соединенных Штатах есть отличные частные больницы с самым совершенным оборудованием, новейшими препаратами, квалифицированным персоналом. Однако они нередко пустуют. Может быть, в стране большой излишек больничных коек? Обратимся к статистике.
На 10 тыс. жителей США приходится 57,8 койки. Чтобы представить себе, много это или мало, сравним с СССР. У нас на такое же количество жителей - 128 больничных коек.
Причина свободных мест в этих больницах - огромная стоимость пребывания и лечения там. Приведем несколько примеров из американской печати.
У инженера Фрэнка Макфиллипса произошел обширнейший инфаркт миокарда, и его доставили в известную нью-йоркскую больницу "Леннокс хилл". Операция на сердце, длившаяся 7 часов, прошла блестяще. Больной спасен и через 45 дней выписан в хорошем состоянии. Счет за лечение составил сумму в 120 тыс. 475 долл.
Супругам Депферам на лечение сына, больного гемофилией, пришлось истратить около 75 тыс. долл.
Жительница города Хьюстона, жаловавшаяся на мучительную головную боль, согласилась на обследование в условиях стационара, что заняло всего два дня, но обошлось больной в 1 тыс. 226 долл.
Пребывание (даже самое короткое) в больнице оплачивается и в случае смерти больного. В счета вносится стоимость абсолютно всех услуг: пользование больничной койкой, питание, обслуживание медицинской сестрой, каждый анализ, осмотры врачами, регистрация и заполнение истории болезни и т. п.
Койка в сутки в обычной больнице стоит около 200 долл., в специализированных, а тем более в первоклассных - значительно дороже.
ПЛАТИ ДЕНЬГИ, А БОЛЕЗНЬ НАЙДЕМ
Широко практикуется и такой путь повышения прибылей, как надуманное, ненужное лечение больного.
* По данным Корнеллского университета, 35% всех совершаемых в стране хирургических операций носят неоправданный характер.
* В Калифорнии было изучено 6248 историй болезни женщин, подвергшихся операциям. Оказалось, что 12,6% из них были совершенно здоровы, 2,3% операции были противопоказаны, 21,5% больных могли бы выздороветь без операционного вмешательства. Всего же из этого числа в результате такой "помощи" пострадало 36,4% женщин.
Вскрываются случаи и прямого жульничества. Бывает, что терапевты специально посылают больных к хирургам на операции, получая за это от последних "комиссионные". Итог печальный - по данным различных американских источников, в ходе ненужных операций ежегодно умирает от 10 до 12 тыс. человек.
Показательный эксперимент провел сенатор Фрэнк Мосс, который будучи абсолютно здоровым, притворился больным. Врач, у которого он был под чужим именем (выдал себя за рабочего), взялся буквально грабить сенатора. "Больной" пожаловался лишь на легкую простуду, однако его подвергли полному обследованию, заставили сделать всевозможные анализы, пройти рентген, приобрести в указанной врачом аптеке массу ненужных лекарств и назначили день новой явки.
Произведенное затем официальное расследование показало, что этот врач на подобных "услугах" наживал не менее сотни тысяч долларов в год.
* Подсчитано, что ежегодно до 100 тыс. врачей оказываются уличенными в подобной практике (а ведь это почти 20% всех врачей страны). Еще пример: данные по 44 штатам показали, что каждый седьмой хирург был вынужден предстать перед судом за нарушение профессиональной этики.
Бывший министр здравоохранения, образования и социального обеспечения Калифано признал: прежде чем соглашаться на операцию, следует проконсультироваться у специалиста со стороны, скрывая это от своего врача; при этом консультанта не следует ставить в известность, что вам уже предложено оперироваться. Иначе он также выскажется за необходимость операции, может даже предложить свои услуги.
Безусловно, среди американских врачей, особенно молодых, есть люди, преданные своему делу, для кого главное - забота о здоровье людей. Но такие медики работают в крайне сложных условиях - органы АМА умело "блокируют" их деятельность и обычно довольно быстро "загоняют" в общие ряды дельцов от медицины. "Обработка" начинается, как правило, с их изоляции от медицинских учреждений (больницы, лаборатории не принимают их больных и т. п.), а кончается прямыми угрозами физической расправы.
ПРИБЫЛЬНОЕ ДЕЛО - ЛЕКАРСТВА
Еще один из многих путей обогащения - это сговор врачей, администрации больниц с аптекарями, работниками фармацевтических лабораторий и т. п. Врачи за определенный процент от прибыли направляют к ним больных. Причем в аптеках больным рецепты не возвращаются, указывается лишь номер заказа лекарства (это делается для того, чтобы за тем же рецептом больной повторно обратился к врачу, что естественно, ведет к новой плате). Прибыли от продажи лекарств баснословны. Порой фармацевтические фирмы получают несколько тысяч процентов прибыли на вложенный капитал.
* Высокая стоимость лекарств объясняется тем, что фармацевтическая промышленность США находится в руках 10 крупнейших концернов. Они производят свыше половины лекарств в стране, держат под контролем большинство остальных фирм.
Эти корпорации выпускают только одних таблеток свыше 7 тыс. наименований, причем новые из них нередко мало чем отличаются по составу и действию от выпускаемых ранее, кроме резко повышенной цены. Да и вообще большинство лекарств разных концернов идентичны. Показательно, что препараты раскладываются не по назначению, а по названиям фирм - тех, от которых зависит заработок аптечных фармацевтов.
Все шире практикуется выпуск больших упаковок лекарств, например, по 100 таблеток. Больному приходится покупать всю упаковку, хотя ему требуется в несколько раз меньше. Лекарства же для лечения редких заболеваний, не пользующиеся широким спросом, как правило, "не заслуживают внимания" фармакологических корпораций и часто не выпускаются вовсе.
Нередко в продажу поступают опасные для здоровья человека, а порой и смертельные лекарства. Вскрываются все новые случаи, когда лекарства, признанные в США опасными для здоровья, в больших количествах продаются в развивающиеся страны. Так, например, расследованием, проведенным в Бангладеш, была установлена вредность 1700 наименований поставляемых американскими компаниями лечебных препаратов. Причем в защиту компаний, с требованием отменить запрет на продажу этих лекарств, выступили правительственные организации США.