Более 5 млн. человек пользуются услугами БММТ "Спутник" ежегодно. Путевки, льготы и коммерция

   
   

Рекламу этой организации видели, наверное, многие. С красочно оформленных плакатов, календарей, буклетов смотрят на нас стройные, улыбающиеся юноши и девушки, приглашая совершить вояж за рубеж или посетить "престижный" отечественный курорт по путевкам Бюро международного молодежного туризма ЦК ВЛКСМ "Спутник"...

О проблемах, стоящих на пути развития молодежного туризма, беседуют корреспондент "АиФ" В. СОЛОВЬЕВ и заместитель председателя БММТ "Спутник" Н. КОРОЛЬКОВА.

КОРР. Наталия Геннадьевна, у нас в стране насчитывается более 40 млн. комсомольцев. Есть ли шанс у "рядового" комсомольца хотя бы раз отдохнуть по путевке "Спутника"?

КОРОЛЬКОВА. Ежегодно "Спутник" обслуживает на своих маршрутах более 5 млн. человек. Подавляющее большинство из них - это советские туристы, путешествующие по внутрисоюзным маршрутам. Вместе с тем около 150 тыс. юношей и девушек совершают ежегодно поездки по линии "Спутника" в социалистические страны, 15 тыс. - в капиталистические. Мы принимаем 180 тыс. гостей из других стран.

По нашим подсчетам, в среднем около 10% комсомольцев той или иной комсомольской организации могут воспользоваться нашими путевками.

КОРР. Но ведь это не так уж много. Может быть, стоит прислушаться к предложениям объединить "Интурист", Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС и "Спутник" и создать одну мощную туристическую организацию, а не распылять средства и не содержать лишний аппарат управления?

КОРОЛЬКОВА. Прежде всего замечу, что "Спутник" создан на средства комсомола и принадлежит ему. Его нельзя просто "взять и передать" кому бы то ни было.

Кроме того, монополизм в любом случае к хорошему не приведет.

Нельзя не учитывать и то, что "Спутник" - организация в первую очередь политическая. Наша первоочередная задача - воспитание молодежи средствами туризма, организация ее свободного времени. Коммерция для нас не главное.

Что же касается численности аппарата, то могу сообщить, что, например, в центральном бюро работает всего чуть более 300 человек.

КОРР. Вы говорите: "Коммерция - не главное". Значит ли это, что с предполагаемым переходом на хозрасчет "Спутник" не будет повышать стоимость путевки, как это сделал, например, "Интурист"?

КОРОЛЬКОВА. Действительно, с января 1989 г., мы переходим на хозрасчет. Но это не значит, что мы полностью откажемся от существующих льгот и дотаций. Мы прекрасно понимаем, что "интуристовские" цены не по карману большинству молодых людей, и поэтому попытаемся стабилизировать цены. Хотя сделать это будет нелегко - их года в год растет стоимость питания, проживания и транспортного обслуживания не только за рубежом, но и у нас.

Напомню, кстати, что распоряжением Совета Министров СССР с 1986 г. разрешено оплачивать до 70% стоимости путевки и проездных билетов передовикам производства, выезжающим по линии "Спутника" в капиталистические и развивающиеся страны, а также во Вьетнам, КНДР, Монголию и на Кубу. Льготы в размере до 50% предусмотрены для тех, кто выезжает в другие социалистические страны.

Учитываем мы ограниченные финансовые возможности молодежи и при планировании маршрутов. Стараемся отказываться от дорогих одноместных или двухместных номеров, исключаем принудительные дорогостоящие услуги.

КОРР. Но, с другой стороны, дефицит путевок и льготы могут привести к различным злоупотреблениям при их распределении.

КОРОЛЬКОВА. Как бы то ни было, это не значит, что дотации и скидки надо отменять.

Путевки "Спутника" распределяются по республиканским, краевым и областным комсомольским организациям в соответствии с их численностью, спецификой и конкретными запросами, а затем они поступают в райкомы и горкомы комсомола. Не буду утверждать, что злоупотреблений здесь не было и нет. Однако сейчас у "первичек" есть реальная возможность самим не допустить нарушений при распределении путевок. Чем быстрее гласность и демократизм станут нормой в комсомоле, тем быстрее мы от таких злоупотреблений избавимся.

Мы в центральном аппарате начали с того, что отменили некоторые старые инструкции, предписывающие, кого и куда можно посылать. Например, отменено "нормирование", по которому не менее 60% всех выезжавших за рубеж должны были быть рабочими или сельскими тружениками. Сейчас одно требование - путевки должны распределяться пропорционально социальному составу комсомольской организации.

Однако и это не догма. Я считаю - пусть в школьные каникулы больше путевок попадает к школьникам, а после сессии путевки проще будет купить студентам - это не нарушение.

КОРР. Тем не менее, видимо, единственный надежный заслон на пути злоупотреблений - ликвидация дефицита путевок. Насколько это реально в ближайшем будущем?

КОРОЛЬКОВА. К сожалению, не все зависит только от нас. Главной причиной такого дефицита является отсутствие у "Спутника" развитой сети гостиниц (сейчас нам принадлежит всего 5 гостиниц и 19 туристских центров). Около 10% всех отдыхающих по нашим путевкам мы принимаем на собственной базе, остальное арендуем.

Недостаток мест в гостиницах сказывается не только на развитии внутрисоюзного туризма, но и на расширении международных обменов. И безвалютный обмен туристскими группами, и закупка туров за валюту прямо зависят от того, сколько зарубежных гостей мы сможем принять в стране. Положение усугубляется тем, что практически в любой стране стоимость "туродня" (т. е. стоимость однодневного пребывания нашего туриста за рубежом) гораздо выше, чем у нас. Для того чтобы послать нашего туриста в какую-либо страну, мы должны принять двух-трех у нас в стране.

КОРР. А вы не пытались привлечь к решению "гостиничной" проблемы зарубежные фирмы или наших кооператоров?

КОРОЛЬКОВА. Уже подписан контракт о создании первого советско-финского акционерного общества. Есть и другие предложения о создании совместных предприятий. Однако не забывайте, что такие предприятия создаются, как правило, на компенсационной основе, т. е. в течение нескольких лет мы будем лишены возможности использовать эти гостиницы, там будут размещать туристов наши партнеры.

Что касается создания кооперативов, то уже открылся и начал приносить прибыль первый из них - по размещению приезжающих в Москву иногородних туристов. Кооператоры размещают гостей в семьях. Если эксперимент пойдет успешно, то мы станем принимать так и зарубежных туристов. Проблема здесь в том, что, как вы понимаете, не всегда наши жилищные условия могут удовлетворить туристов из других стран.

КОРР. Ну а возможны ли какие-либо новые "нетрадиционные" пути развития международного молодежного туризма?

КОРОЛЬКОВА. Одним из наиболее перспективных путей мы считаем расширение прямых контактов местных комсомольских организаций с зарубежными сверстниками. В этом случае предприятия, школы, молодежные объединения сами ищут партнеров и договариваются с ними о взаимных поездках, решают вопросы размещения гостей. "Спутник" в таком случае выполняет лишь роль посредника - бронирует билеты, помогает составить программу и т. д.

Если все намеченное нами удастся, то количество поездок по линии "Спутника" может возрасти вдвое.

Смотрите также: