Примерное время чтения: 8 минут
199

Курортным советам и здравницам при наличии свободных мест дано право самим реализовывать путевки. Где взять путевку?

Летний сезон является одним из самых массовых и популярных периодов отдыха трудящихся. И не случайно возникают вопросы: где и как отдохнуть? Где приобрести путевку? Одним словом, как попасть в санаторий, пансионат, дом отдыха?

Об этом и беседует наш корреспондент с председателем Центрального совета по управлению курортами профсоюзов Ю. В. СТУПИНЫМ.

КОРР. Юрий Васильевич! С приближением лета в нашей почте все больше писем, так или иначе связанных с проблемами отдыха. Казалось бы, "отдых" и "проблема"- понятия не совсем совместимые. Но у нас отдых зачастую становится проблемой.

СТУПИН. Я не сделаю открытия, если скажу, что в последние годы в работе санаторно- курортной системы профсоюзов стало явно проявляться несоответствие ее возможностей и постоянно растущего спроса населения на курортные услуги. Давно назрела острая необходимость и в реконструкции нашего курортного хозяйства.

Решение этих и многих других узловых проблем мы обоснованно связываем с переходом на новые условия хозяйствования, в основу которых положены принципы хозрасчета и самоуправления. Теперь общая оценка деятельности каждой здравницы, а в целом и курортного совета, размер материального вознаграждения работников, в том числе и руководителей, напрямую зависят от объемных показателей и качества труда.

В этом - реальные возможности, о чем свидетельствует опыт работы шести курортных советов: Анапского, Латвийского, Трускавецкого, Краснодарского, Калининского, Пятигорского, которые первыми перешли на новые условия хозяйствования. Жизнь заставила коллективы взяться за решение вопросов, которые, что называется, годами лежали на поверхности: упрощение структуры управленческого аппарата, ликвидация лишних звеньев.

В перспективе основой взаимоотношений курортных советов и здравниц, профсоюзных органов должна стать система заказов на путевки и прямые связи с промышленными предприятиями (не исключая установления договорных цен на путевки).

КОРР. Стало ли меньше трудностей с приобретением путевок в санатории, пансионаты, дома отдыха сейчас, в период летних отпусков?

СТУПИН. К сожалению, трудности с приобретением путевок в период летних отпусков останутся, по крайней мере до тех пор, пока не будет расширена сеть здравниц профсоюзов, но на это нужно время. Вместе с тем остроту этой проблемы можно снизить уже сегодня. Например, курортным советам и здравницам при наличии свободных мест дано право самим реализовывать путевки.

Большую нагрузку возьмут на себя хозрасчетные организации по обслуживанию отдыхающих без путевок. Только за первые 2 года пятилетки такие организации были созданы в 13 курортных советах - вдвое больше, чем за всю прошлую пятилетку.

КОРР. Факты свидетельствуют о том, что особенно не хватает санаториев, домов отдыха для семей с детьми. Как решается эта проблема?

СТУПИН. В последние годы действительно произошел своеобразный "взрыв" популярности семейного отдыха. На сегодняшний день таким образом могут провести свой отпуск одновременно 173,7 тыс. человек. Кроме того, 46 хозрасчетных организаций обслуживают семейных, прибывающих в курортные районы без путевок. Все это дало возможность в 1987 г. оказать услуги почти 2 млн. человек, в том числе 1 млн. 33 тыс. - по путевкам. Но число желающих, увы, пока превышает возможности, и выход из этого положения видится в основном за счет реконструкции и благоустройства действующих домов отдыха, санаториев, перевода сезонных здравниц на круглогодичное функционирование. Остроту проблемы в какой-то степени помогут снять и хозрасчетные организации по оказанию платных услуг приезжающим на курорты без путевок, организация семейного отдыха рабочих и служащих предприятий и учреждений, расположенных в первую очередь в районах Крайнего Севера, Урала, Сибири и Дальнего Востока, за счет аренды ведомственных пионерских лагерей, баз отдыха в период межсезонья.

Что касается лечения родителей с детьми, то на сегодня имеется 57 санаториев на 19,4 тыс. мест, где в течение года смогут поправить здоровье 128 тыс. детей. Только за последние два года сеть этих здравниц возросла на 4,4 тыс. мест.

Кроме того, центральным советом принято решение об организации лечения родителей с детьми на базе строящихся санаторных комплексов для взрослых, что даст возможность уже к 1990 г. иметь свыше 25 тыс. мест, а к 1995 г. - до 32 тыс. мест.

КОРР. К сожалению, качество пищи в санаториях и домах отдыха оставляет желать лучшего. Что делается для улучшения обслуживания отдыхающих и качества пищи?

СТУПИН. Действительно, в практике работы ряда профсоюзных здравниц еще не изжиты причины, порождающие недовольство отдыхающих.

По этому поводу приняты меры в духе нашего времени - перевод персонала на новую форму организации труда - бригадный подряд с оплатой по конечному результату. Материальное стимулирование работников питания поставлено в прямую зависимость от наличия жалоб.

Организован строгий контроль за закладкой продуктов питания. При заключении договоров с поставщиками предусмотрены санкции за невыполнение условий договора по поставкам.

КОРР. Предусматриваете ли вы сотрудничество с кооператорами и людьми, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью? Если такие контакты будут, как это отразится на стоимости услуг для отдыхающих?

СТУПИН. Одним из направлений ускоренного развития платных услуг в санаторно- курортной системе является использование кооперативов, создаваемых при комбинатах курортных услуг, стройорганизациях, автотранспортных предприятиях и других вспомогательных хозяйствах, а также предоставление услуг в порядке индивидуальной трудовой деятельности граждан.

Так, уже в пяти курортных советах созданы и функционируют восемь кооперативов при комбинатах курортных услуг. Например, в Сочи при объединении "Отдых" созданы два кооператива по размещению прибывающих на курорт без путевок на короткое время (1- 3 дня) и кооператив "Компьютер", где продается информация об услугах, предоставляемых в городе.

В Анапе действует кооператив по обслуживанию пляжей, в Новороссийском курортном бюро - кооператив по оказанию медицинской помощи на дому престарелым и больным. В Нальчике для отдыхающих организованы кооперативы по изготовлению и продаже товаров курортного спроса. В порядке индивидуальной трудовой деятельности граждан оказываются отдельные медицинские услуги.

Необходимо отметить, что цены на услуги, предоставляемые кооперативами, значительно выше государственных. Снижению их будет способствовать здоровая конкуренция кооперативов на рынке предоставления услуг.

КОРР. Почему путевка не гарантирует наличия билета туда и обратно?

СТУПИН. Как известно, согласно постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 7 января 1982 г., люди, имеющие путевки в санатории и дома отдыха, должны быть обеспечены проездными билетами на все виды пассажирского транспорта, как правило, через специальные кассы. Такие кассы предусматривают также возможность продажи обратных билетов. Но, к сожалению, транспортные службы в ряде крупных городов страны попросту игнорируют это решение.

Так, в летний курортный сезон 1987 г. специальные кассы по продаже авиационных и железнодорожных билетов не были открыты во Фрунзе, Чебоксарах, Тюмени, Смоленске, Йошкар-Оле и других городах.

Принятое Министерством гражданской авиации решение о начале с 1 ноября 1987 г. предварительной продажи билетов и бронирования мест за 30 дней да вылета самолета совершенно неприемлемо, так как максимальный срок пребывания в здравнице 24 дня.

Центральный совет обратился в Министерство с настоятельной просьбой отменить данное решение.

КОРР. Юрий Васильевич, некоторые наши читатели предлагают неперспективные деревни переоборудовать в дома отдыха. Как вы смотрите на это?

СТУПИН. Переоборудование неперспективных деревень с последующей организацией на их базе домов отдыха сопряжено с огромными материальными затратами. Мы сегодня такими средствами не располагаем.

Расширить базу отдыха трудящихся можно и по-другому, например, максимально задействовать ведомственные оздоровительные учреждения в период межсезонья. Такой опыт уже есть. Так, Анапский, Евпаторийский; Алуштинский курортные советы на своей лечебной базе смогли в прошлом году дополнительно оздоровить около 40 тыс. трудящихся, в том числе родителей с детьми. Уже в ближайшие 1 - 2 года с нашим участием при незначительных затратах могли бы быть переведены на круглогодичную работу еще 50 учреждений на 24,3 тыс. мест, но для этого нужно хорошо поработать с министерствами и ведомствами, соответствующими профсоюзными органами.

КОРР. Как вы думаете, не пора ли ограничить число домов отдыха для иностранцев, передать их часть советским людям?

СТУПИН. Думается, такая постановка вопроса не совсем правильна. Прежде всего необходимо отметить, что в системе курортов профсоюзов нет специальных домов отдыха только для иностранцев. Они отдыхают вместе с советскими гражданами. Кроме того, нынешний курс на всестороннее развитие диалога и сотрудничества с народами других стран обязывает нас расширять взаимное сотрудничество. Ведь и советские люди отдыхают в зарубежных здравницах по обменным путевкам.

Мы - за развитие контактов. Более того, мы пошли на развитие международной кооперации: совместно с чехословацкой стороной в свое время был сооружен пансионат "Дружба" в Ялте. Сотрудничество будем развивать и дальше.

Беседу вел Н. ПОПАДЬИН

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно