ИЗ ПОЧТЫ "АиФ" (08.12.1989)

   
   

По принципу взаимосвязи

В КАЧЕСТВЕ модели развития нашего государства я предлагаю общественно-экономическую модель, соответствующую самоорганизующейся системе и функционирующую в соответствии со следующим алгоритмом: Верховный Совет СССР задает целевую функцию и характер стабилизирующих обратных связей для вершины нашей управленческой пирамиды. "вершина" задает целевую функцию и характер обратных связей для первого уровня, первый - для второго, и так далее до основания пирамиды.

Например, Верховный Совет СССР формирует целевую функцию следующим образом: "Постоянный рост благосостояния народа при увеличении средней продолжительности жизни". Для поддержания максимума целевой функции Верховный Совет устанавливает для первого уровня, например, такие обратные связи: с ростом благосостояния народа заработная плата руководителей страны должна значительно возрастать, а с падением - быстро уменьшаться, доходить до нуля и превращаться в такие штрафы, которые заставили бы неудачливых политиков подавать в отставку.

Такой же принцип может быть принят и для руководящих лиц остальных уровней. При этом министры формулируют целевую функцию, создают необходимые условия для ее реализации и устанавливают характер обратных связей (стимулов) для директоров, директора - для начальников цехов и т. д.

Преимущество такой системы в том, что в ней заложено фактически автоматическое устранение тех, кто не может принимать решений, обеспечивающих рост значения целевой функции (в нашем примере благосостояния народа), и создание всех условий для быстрого продвижения инициативных и грамотных работников. В такой системе не остается места для глупости, расхлябанности, неорганизованности и т. д.; теряется смысл взяточничества, кумовства, отпадают ненужные управленческие звенья. При этом темпы перестройки (прогресса) могут оказаться такими, каких не знал ни один экономический бум ни на Западе, ни на Востоке.

Вышеизложенный алгоритм обеспечивает функционирование теоретически наиболее совершенной системы - самоорганизующейся. К такому типу управления рано или поздно придут все развитые страны мира. Не хотелось бы тут уступить приоритет.

В. Цымбал, доктор технических наук, Киев.

* * *

Советам - свои газеты

МЫ ГОВОРИМ - "Вся власть Советам!". При этом утверждаем, что Советы этой властью будут обладать только в том случае, если в их руках будут экономические рычаги. Это правильно! Однако одних экономических рычагов недостаточно. В руках Советов должна быть и своя печать. То есть и рычаги для агитации, убеждения, критики, организации и мобилизации.

Каково в этом отношении положение дел сейчас? У нас произошел перелом в центральной периодической печати - газетах и журналах. Их основная масса превратилась в критические, боевые органы. Но вот в областной печати все осталось почти без перемен. Острым вопросам местной жизни здесь уделяется мало внимания. О критике местных высших руководителей, их действий, - а иногда они этого заслуживают - и речи быть не может.

У Советов, в частности областных, должен быть свой печатный орган. Но... бумаги нет, оборудования, штатов нет... Каков же выход?

Надо произвести административную реорганизацию имеющихся в каждой области двух основных газет. Именно: одна должна быть органом обкома КПСС и обкома ВЛКСМ, что, кстати, улучшит и руководство комсомолом со стороны партии, а вторая - органом областного Совета народных депутатов.

При этом главный редактор органа областного Совета народных депутатов должен выбираться на сессии областного Совета народных депутатов. И только ею сниматься.

Р. Ржондковский, Тула

* * *

Выборы вслепую

   
   

СКОРО начнется выдвижение кандидатов в депутаты республиканских и местных Советов. Выбор нужных для перестройки республиканских и местных лидеров в новые Советы исключительно затруднен для избирателей. Почему? Трудно сделать правильный выбор. Наша система гласности построена так, что советскому гражданину просто невозможно звать, кто есть кто.

Недавно по ЦТ дали "актуальное интервью" сразу два министра: путей сообщения и морского транспорта. И что интересно: с той же твердостью, с какой они называли причины, из-за которых товары первой необходимости, купленные за валюту за рубежом, упорно не идут на прилавки, - с таким же упрямством и тщательностью они не называли имен тех, кто фактически занимается саботажем правительственных решений. Все отравители Байкала безымянны, так же как безымянны "поворачиватели" северных рек, те, кто сводил на нет ваши кедровые леса, не говоря уже об "инициаторах" гибели многочисленных местных раритетов, природных и культурных. В Лужниках на митинге профсоюзов говорилось о ста тысячах наших миллионеров, в печати говорится уже о мультимиллионерах и миллиардерах. Но ни одной фамилии!

В такой обстановке не будет настоящих выборов. Где наша уверенность, что мы не выберем в новые Советы губителей нашей природы, нашей культуры и, наконец, рыцарей теневой экономики или ставленников этого рыцарства?

В. Богаевский, член КПСС, ветеран войны и труда, г. Артем, Приморский край.

* * *

Тон - только официальный

ВО ВРЕМЯ последних заседаний Верховного Совета СССР председательствующий и депутаты в обращении друг ж другу или к присутствующим на заседаниях членам правительства перешли на форму, неприемлемую, на мой взгляд, для работы парламента.

Например, председательствующий: "А что думает Петр Николаевич?", "Я дам вам слово, Валентина Ивановна" или "Собчак сказал" и т. д. Причем обращение к некоторой группе депутатов остается строго официальным. Не кажется ли вам, что здесь нарушение официальных норм и какая-то завуалированная дискриминация депутатов? И потом не всем, особенно телезрителям, понятно, а кто это "Иван Иванович" (не тот ли, который поссорился с Иваном Никифоровичем?).

Заседания Верховного Совета СССР - это не посиделки или семейный совет. Здесь решаются вопросы, определяющие судьбу вашей страны. И решаться они должны в четкой официальной обстановке. Форма обращения, как и внешний вид депутатов, должна быть четко регламентирована. Например: "народный депутат Петров", "слово предоставляется народному депутату Петрову Ивану Ивановичу, 325-й избирательный округ, г. Ижевск" и т. д. Остальное должно быть оставлено для кулуарного и личного общения. Или я не прав?

В. Мороз, Ставрополь.

* * *

Похудеет ли карман браконьера

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ вопрос экологической безопасности промышленных производств ставится во всем мире острее и конкретнее.

В Японии, Великобритании, Франции, США, Скандинавских странах законами предусмотрены огромные денежные штрафы и привлечение к суду компаний - загрязнителей окружающей среды. Вроде бы и у вас введены такие меры. Статья 159 Уголовного кодекса Казахской ССР гласит: "Загрязнение рек, озер, других водоемов и земель, а равно загрязнение воздуха вредными отходами производства наказывается исправительными работами до одного года или штрафом до трехсот рублей. Те же действия, причинившие существенный вред здоровью людей или растительному и животному миру, наказываются лишением свободы до пяти лет". Кого штрафуют и сажают? Должностных лиц. Много? Что-то пока не слышал.

Считаю, что давно пора принять специальное экологическое законодательство, предусматривающее весомые штрафы для заводов и комбинатов, выбрасывающих вредные вещества в окружающую среду. Деньга эти должны поступать в бюджет населенных пунктов на счет Советов народных депутатов. На эти средства нужно строить больницы, спортивные сооружения, проводить правоохранительные мероприятия. Особо опасные производства, где не принимаются необходимые меры, решением народных референдумов с участием суда закрывать на сроки, требующиеся для устранения недостатков. Должностным лицам, непосредственно отвечающим за такое экологическое вредительство, за весь период остановки предприятия заработную плату не выплачивать.

В. Анипко, член областного общества охраны природы, г. Джамбул, Казахская ССР.

Смотрите также: