Сегодня, когда в нашей стране взят курс на формирование социалистического правового государства, исключительную важность имеет работа созданного Верховным Советом СССР Комитета по вопросам законодательства, законности и правопорядка. Как вести эту работу? Какие в ней приоритеты? Об этом беседа корреспондента "АиФ" В. ВОРОНЕЦКОГО с председателем комитета, членом-корреспондентом Академии наук СССР С. С. АЛЕКСЕЕВЫМ.
- Сергей Сергеевич! Как вытекает из решений Съезда народных депутатов СССР, перед вами стоит задача - создать правовую систему, которая бы отвечала стандартам правового государства.
- Во-первых, хочу сказать, что такая задача стоит не только перед нашим комитетом. Одному ему она непосильна. Работы здесь непочатый край. Нам, в частности, предстоит создать по поручению Съезда первую настоящую Конституцию, которая бы в сжатых, четких формулировках закрепила существование нашего государства как свободного, гарантировала безопасное существование каждого человека, перевела на юридический язык идеалы и ценности социализма. К разработке ее скоро приступает специальная Конституционная комиссия.
- Подготовка такого документа - дело трудное. Оно потребует немало времени, а жизнь не стоит на месте. Вот и события последнего времени, связанные с забастовкой шахтеров, напоминают об этом.
- Да, вы правы. Конституция - закон основной. Но нужно немало и других законов. Негативные события, которые происходят в стране, выдвигают на первый план вопросы, связанные с выводом народного хозяйства из сегодняшнего его кризисного состояния, с углублением начатого поворота экономики к человеку: Естественно, это требует принятия целого ряда новых законодательных актов, которые подкрепляли бы развернувшуюся в стране перестройку. Нам надо создать правовую базу под высокорентабельную, высокодоходную экономику. На мой взгляд, это должна быть многоукладная, рыночная экономика социалистического типа, которая могла бы стать саморегулируемой системой. Тогда и все наши вопросы решатся проще: будут средства для решения социальных проблем.
- Что конкретно в этом плане намечается сделать?
- Надо незамедлительно (и об этом уже есть постановление Верховного Совета) принять законы о собственности, об аренде, о кооперации, о единой налоговой системе в СССР, внести изменения и дополнения в Закон о государственном предприятии. Видимо, это можно будет сделать на очередной сессии Верховного Совета СССР.
- А почему речь идет именно об этих правовых актах?
- В них сегодня ключ к преодолению тех сбоев, которые тормозят перестройку, не позволяют реализовать ее творческие начала, блокируют многие мероприятия по осуществлению преобразований в экономике. Эти законы призваны открыть шлюзы для людей инициативных, предприимчивых, дать им почувствовать себя настоящими хозяевами производства. Именно такие правовые акты, на наш взгляд, позволят ускорить наше продвижение вперед по пути создания нового хозяйственного механизма, внедрение прогрессивных форм организации экономической жизни страны.
- А как будут учтены в законодательстве требования и предложения депутатов-аграрников на Съезде?
- Самым существенным образом. Будет, в частности, представлен на рассмотрение Верховного Совета СССР проект законоположений о землепользовании, который внесет существенные коррективы в ныне существующее законодательство. Главная их суть в том, чтобы крестьянин стал хозяином земли. Как это сделать? Видимо, надо установить пожизненную наследуемую аренду. Раздаются голоса и в пользу того, чтобы учредить частную собственность на землю. Я не сторонник таких взглядов. Земля - достояние всенародное.
- А какова роль комитета в подготовке правовых актов, обеспечивающих расширение экономической самостоятельности республик?
- Вопрос очень сложный. Его решение в значительной степени зависит от урегулирования проблем федерации в нашей стране. Предложения здесь полярные. Одни исходят из почти полной экономической изоляции республик. Другие, наоборот, из необходимости большего централизма. Видимо, решение вопроса в золотой середине. Надо предоставить значительную самостоятельность союзным республикам как суверенным нашим государствам. И в то же время необходимо обеспечить функционирование Советского Союза как единого федеративного государства, дать ему возможность осуществлять общее управление народным хозяйством. Я сторонник того, чтобы в отношении земли, других природных ресурсов существовала совместная собственность - Союза и союзных республик с четким распределением компетенций между ними. Мы поддержали на заседании сессии Верховного Совета предложение Прибалтийских республик о переходе на хозрасчет с 1 января 1990 г. Однако с юридической точки зрения проект этого закона нуждается в доработке, увязке с другими законами. Чем срочно и займемся.
- Углубление процессов демократизации жизни нашего общества настоятельно требует принятия законов, касающихся прав и интересов граждан. Что предстоит сделать в этом направлении?
- По решению Съезда в первую очередь решаются вопросы о повышении минимальных размеров пенсий, о материальном обеспечении малоимущих семей и граждан, одиноких, инвалидов. Проекты этих законов представлены уже на этой сессии Верховного Совета. Предполагается рассмотреть на очередной сессии правовые акты, которые расширили бы сферу применения Закона об обжаловании гражданами противоправных действий должностных лиц, нарушающих права людей. Ныне он охватывает только индивидуальные неправомерные действия должностных лиц. Вопрос поставлен о том, чтобы предметом обжалования могли быть и коллективные решения, ущемляющие права людей. Это укрепит правовые позиции граждан.
Углублению процесса демократизации будет способствовать принятие законов о печати, об общественных объединениях граждан в СССР, о правах профессиональных союзов СССР, о молодежи, о свободе совести и религиозных организациях, о порядке разрешения коллективных трудовых споров. Нашему комитету предстоит дать заключение, соответствуют ли Конституции СССР принятые Президиумом Верховного Совета Указ о порядке проведения митингов и демонстраций и Указ об обязанностях и правах внутренних войск МВД СССР. Мы должны также разработать проекты законов, обеспечивающих практическое осуществление судебно-правовой реформы.
- Мы получаем много писем с жалобами на несовершенство наших законов. Чем, на ваш взгляд, это можно объяснить?
- Причин тут много. Одна из них, думаю, в том, что проекты законов ранее готовились в основном аппаратом, мало к этому важному делу привлекались ученые. Правда, нам предлагали делать заготовки, но они исчезали затем без следа. Наши предложения, как правило, не принимались во внимание. Плохо и то, что проекты важных законов у нас далеко не всегда обсуждались всенародно. В последнее время положение стало меняться. Мне, например, наряду с другими учеными, довелось участвовать в подготовке нормативных документов по арендным отношениям.
- В редакционной почте увеличился приток писем, касающихся недостатков в работе наших правовых органов. Почти не рассматриваются судами, например, дела о зажимщиках критики. Чем это объяснить?
- Одна из причин, думаю, в однобокости нашей правовой культуры. Люди не привыкли бороться за свои права. Обычно они шлют жалобы в партийные и советские органы. Между тем существуют конституционные и правовые механизмы, позволяющие отстаивать свои права, бороться с бюрократическими извращениями. Есть и другие причины, которые связаны с неоправданно повышенным уважительным отношением к администрации. Мы все думаем, что работников аппарата нельзя призвать к ответу, на них можно лишь жаловаться в вышестоящие инстанции. Нам надо выйти на такое взаимоотношение между человеком и государством, чтобы не только гражданин был ответствен перед власть имущими, но и государство отвечало перед гражданином. Это один из важных принципов демократии. Однако достигнуть такого идеала совсем не просто.