В закрытой и сверхзасекреченной системе "почтовых ящиков" и учреждений Министерства оборонной промышленности существуют, оказывается, и мирные. Вот на возникшей недавно волне конверсии создано научно-производственное объединение "Информация и технико-экономические исследования". С генеральным директором НПО В. ЖЕЛТОВЫМ беседует наш корреспондент.
- Вячеслав Алексеевич, каковы задачи вашего объединения? Простите, но это не слишком ясно из его названия.
- В последние год-два все быстрее высвобождаются мощности на оборонных производствах; уже сегодня доля гражданской продукции приближается к 50%. Естественно, встает вопрос: что выпускать дальше? В нашем НПО существует банк технологий по производству товаров народного потребления, оборудования для агропрома, легкой и пищевой промышленности, разработанных в самых разных организациях, как в нашей стране, так и за рубежом. Задача специалистов объединения - дать предприятию возможность выбрать самый приемлемый для него вариант, порекомендовать, что выгоднее и почему. Причем мы выступаем не как элемент командно-административной системы, навязывая готовое решение, а как коммерческий партнер, работающий на взаимовыгодной с предприятием основе.
- Словом, вы не считаете себя "пятым колесом в телеге"?
- Нет, конечно. Сегодня мы начинаем понимать, что информация - богатство, и немалое. Каждому предприятию отрасли невыгодно содержать разветвленную службу информации, рекламы, маркетинга, проще и дешевле обратиться к нам.
- И вы уже можете говорить об ощутимых результатах работы?
- Приведу несколько примеров. 6 предприятий отрасли, выпускающих бытовые холодильники, в этом году усовершенствовали компрессоры для них именно на основе наших рекомендаций. На основе разработок НПО прошлого года начат выпуск новых магнитофонов серий "Нерль", "Комета", "Аэлита", дорожных велосипедов "Зиф", "Урал". По результатам изучения потребностей лечебных учреждений даны рекомендации к выпуску (и производство начнется в ближайшее время) эргометров для детей с физическими и умственными недостатками, комплекса для воссоздания двигательных функций органов движения.
- Однако на прилавках магазинов что-то не видно изобилия производимых Миноборонпромом товаров...
- За этот год предприятия министерства произведут товаров народного потребления на сумму 11 млрд. 015 млн. руб. Это 100% всего выпущенного по стране спортивного и охотничьего оружия, бензопил, швейных машин, 97% кино- и фотоаппаратуры, 77% технологического оборудования для легкой промышленности, 53% мотоциклов и мотороллеров, 45% велосипедов, 40% холодильников, 25% стиральных машин, 11% автомобилей и многое другое. Причем за год в 1,5 раза увеличилось производство стиральных и швейных машин, в 1,5 раза - пылесосов, на 20% - мебели. Но этого для нашей страны, тем более в условиях совершенно разрушенного товарного рынка и ажиотажного спроса, явно недостаточно.
- Но программа конверсии, предложенная Верховному Совету СССР, как раз и ориентирует оборонные отрасли на быстрый переход к производству товаров народного потребления, устанавливает масштабы и темпы, даже превышающие те, что вы назвали.
- Видите ли, это решение (совершенно правильное и своевременное) было принято как политическое, и именно политическое начало определило экономическую сторону процесса. Планы же конверсии были разработаны в привычном стиле командной системы: увеличить на 30% выпуск того-то и того-то, и далее с разбивкой по предприятиям, без учета того, есть ли у них для того ресурсы, оборудование, кадры, выгодно ли именно данному предприятию производить именно это изделие. Но чуда не произошло. Ничем не подкрепленные планы на многих предприятиях оказались невыполненными.
Теперь, кажется, и парламент, и правительство понимают: для того чтобы перейти на иные (в нашем случае - мирные) рельсы, нужны время и деньги. Если предприятие хорошо делало танки, это не значит, что так же хорошо и быстро оно делает соковыжималки. Требуется установить новое оборудование и оснастку, достать материалы и компоненты, обучить рабочих и инженеров. Для этого, повторяю, нужны время и средства. А пока на предприятиях в рамках сокращения вооружений перестает частично или полностью выпускаться та или иная военная продукция, и люди оказываются не у дел.
Кроме того, отрасль сегодня готова увеличить выпуск, скажем, холодильников на 20%, но существующие договоры с предприятиями-смежниками то там, то здесь нарушаются, срываются поставки самых необходимых комплектующих. Виной тому как непродуманные попытки создать "региональный хозрасчет" (понятие, абсолютно неграмотное с точки зрения экономики), так и напряженное положение во многих районах страны.
- Поэтому, естественно, вы должны искать надежных партнеров на Западе. Кроме того, товары производства вашего министерства часто высокого технического уровня, а их потребительские качества еще далеки от современных требований. Но возможно ли обращение к инофирмам в жестких рамках вашего секретного министерства?
- Мы работали с ними и раньше, разве что в куда более ограниченных масштабах. Сегодня наши многие предприятия хотят получить статус фирм, чтобы выходить на иностранных партнеров с нашим посредничеством или самостоятельно.
Что же до секретов - то они были и есть не только у нас и не столько в области военной, а везде, во всем мире - в области экономической. Ни один коммерсант не раскроет до конца своих секретов, ни один предприниматель не выдаст конкурентам тайну нового изобретения. Так что от секретности мы полностью отказываться не собираемся, надо только чтобы была она в разумных пределах и не мешала нормальному развитию производства.
Смотрите также:
- ЗАРПЛАТА В "ОБОРОНКЕ" - МЕНЬШЕ, ЧЕМ У ДВОРНИКОВ. Пуленепробиваемые жилеты от нищеты не защищают →
- ПЯТИЛЕТКА УСКОРЕНИЯ. На пути к заводам будущего →
- НЕ КОЛИЧЕСТВОМ ЕДИНЫМ →