Примерное время чтения: 5 минут
102

ПЯТИЛЕТКА УСКОРЕНИЯ. На пути к заводам будущего

СЕГОДНЯ почти 75% изделий в машиностроении - ключевой для научно-технического прогресса отрасли промышленности - изготавливают в условиях серийного, мелкосерийного и индивидуального производства. А уровень автоматизации здесь, как правило, сравнительно невысок. Поэтому в основном на этих производствах используют универсальные станки, в которые заложены высокая мобильность и производительность. Но их возможности по разным причинам используются далеко не полностью. Достаточно сказать, что средний коэффициент загрузки станков в машиностроении не превышает 0,5. Вот и получается, что внедрение дорогого, более производительного оборудования влечет за собой рост стоимости основных фондов предприятия, фондоотдача растет медленно, рентабельность низка.

С другой стороны, если проанализировать работу любого машиностроительного предприятия, нельзя не заметить, что рост производительности труда в целом существенно отстает от роста производительности внедряемых новых машин и станков. Главная причина - дифференциация технологических операций, необходимость обработки детали последовательно на нескольких станках. В итоге собственно обработка составляет незначительную часть времени пребывания заготовки в цехах. Основную же его часть "съедают" вспомогательные операции.

У нас широко применяется автоматизация, однако большинство автоматических линий создается под конкретные изделия. По окончании их выпуска, как правило, заканчивает свою жизнь и все это дорогостоящее оборудование, поскольку универсальностью оно не обладает. Перестройка автоматической линии на изготовление новых изделий или совсем невозможна, или требует непомерно больших материальных затрат.

Разрешить эти и многие другие проблемы современного производства во многом помогают гибкие производственные системы (ГПС), гибкие автоматизированные производства (ГАП), станки с числовым программным управлением (ЧПУ), обрабатывающие центры с диалоговым режимом работы, когда станки не только получают команду, что делать, но и сообщают ЭВМ, что сделано, выдают информацию о своем состоянии.

Принципиальное преимущество ГПС в том, что переналадка оборудования становится органической частью технологии и производится автоматически по программе, заложенной в ЭВМ.

ЧТО ЕСТЬ СЕГОДНЯ

Этим новым, сложным комплексам современного оборудования не пришлось долго отстаивать свои права на существование в отечественной экономике. Активное внедрение ГПС и ГАП началось у нас с 80-х годов. Причем для первого автоматизированного производства на Днепропетровском электровозостроительном заводе создавать специальное обрабатывающее оборудование не понадобилось, обошлись уже имевшимися станками, следовательно, затраты были не слишком велики. Этот удачный опыт способствовал быстрому внедрению новшества в жизнь: за четыре года спроектированы, готовятся к выпуску или уже работают ГАП на предприятиях Москвы, Ленинграда, Томска, Рязани, Горького, Новосибирска, Барнаула и других городов.

Хорошо известны и станки типа "обрабатывающий центр", способные выполнять несколько операций. Например, в Ленинграде на станкостроительном объединении им. Я. М. Свердлова начали изготовление быстропереналаживаемых станков-модулей, оснащенных роботами и роботизированными устройствами, закупить которые уже сейчас изъявили готовность несколько западногерманских фирм.

"Продукция советского станкостроения пользуется доверием среди машиностроительных и особенно станкостроительных фирм ФРГ, Австрии и Швейцарии, - сказал в беседе с советскими журналистами директор фирмы "Гертнер, Фурмайстер и компания" Ф. Раквиц. - Это полностью относится к ленинградским станкам. Они, как правило, точные, жесткие - важное качество - и очень надежные. Они работают у наших покупателей по две-три смены каждый день без всяких отказов. Особенно важны эти характеристики для станков типа модулей. Основываясь на доверии к репутации продукции ленинградского станкостроения, мы и решили приобрести такие машины".

Нам приятны эти слова, но, конечно, главным является внедрение ГАП в нашей советской промышленности.

ЧТО БУДЕТ ЗАВТРА

Внедрение ГАП и ГПС идет быстрыми темпами. Проект Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года предусматривает более широкое, чем сейчас, внедрение гибких переналаживаемых производств, а станкостроительной и инструментальной промышленности ставит задачу "увеличить производство автоматизированных и роботизированных комплексов и линий, гибких производственных систем металлообработки...". По предварительным данным, к 1990 г. будет собрано около двух тысяч ГПС, включая полностью автоматизированные участки, цеха, заводы.

Однако обеспечение хорошей работы ГАП ставит перед нашей промышленностью новые задачи. Необходимо улучшение снабжения и планирования, дисциплины, повышение надежности робототехники. Для нормального функционирования автоматизированных линий нужно ускорить и проектирование тех или иных деталей. Эту трудоемкую и длительную работу взяли на себя системы автоматизированного проектирования. Однако в этом деле нам еще мешает и имеющаяся кое-где косность, неумение мыслить по-новому, видеть новые горизонты.

На Западе с вводом в строй каждого такого завода-автомата на улицу выкидываются тысячи безработных. Для социалистической экономики этих проблем, естественно, не существует. Внедрение ГАП сулит немалые выгоды не только в экономическом, но и в социальном плане. У людей высвобождается время для учебы в вечерних и заочных вузах, ведь гибкие производства резко ускоряют процесс перехода многих профессий на более высокий интеллектуальный уровень, побуждают рабочих повышать свою квалификацию.

* * *

Первостепенное значение имеет быстрое обновление производственного аппарата на базе передовой техники, широкое внедрение наиболее прогрессивных технологических процессов и гибких производств, позволяющих оперативно перестраиваться на выпуск новой продукции и дающих наибольший экономический и социальный эффект.

(Из проекта новой редакции Программы КПСС)

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно