В ДОМЕ СОВЕТОВ РСФСР. У роковой черты

   
   

Наш корреспондент беседует с Б. ЕЛЬЦИНЫМ.

- Борис Николаевич, из трансляции с сессии Верховного Совета СССР мы узнали о вашем намерении создать российскую армию. Как это согласуется с Конституцией СССР?

- Во-первых, такого решения не было принято Съездом народных депутатов РСФСР. Поэтому нельзя говорить об антиконституционных действиях. Во-вторых, я говорил о том, что нам надо искать пути для защиты своего суверенитета. Первое - создавать органы безопасности, и Съезд депутатов России уже принял такое решение; второе - может быть, думать и об армии. Потому что неизвестно, как будут развиваться события в республике, да и в Союзе после таких действий Центра.

Мы только что провели консультации с рядом специалистов. Может быть, стоит начать с создания национальной гвардии, территориальных образований, ополчения.

Я не имею в виду приступить к их немедленному формированию, тем более что на нашей территории армии больше чем достаточно, в том числе и с ядерным оружием. Но думать об этом надо, и первым шагом будет назначение исполняющего обязанности председателя Комитета по обороне России. Дальше - посмотрим. Но еще не сделано ни одного антиконституционного шага.

- Из получаемой по официальным каналам информации складывается впечатление, что руководство Российской Федерации, и вы в частности, бросаете на произвол судьбы русскоязычное население других республик. Из программы "Время" мы узнали, что вы не желаете вступать в какие-либо переговоры с их представителями.

- Во время своей последней поездки в Эстонию несколько дней назад я встречался с довольно значительной группой представителей русскоязычного населения. Это было глубокой ночью, но другого времени не было. Был большой разговор. Начался он довольно нервозно, но закончился вполне нормально. Я постарался убедить их, что договоры между нашими республиками нужны именно для того, чтобы мы имели юридические отношения с республиками и государствами, где имеется русскоязычное население. Иначе их не защитишь. В противном случае - армией, кулаками, криками? Это бесполезно.

Но когда есть договор, в котором написано, что для всего населения должны быть равные права и что та и другая сторона руководствуется только международно-правовыми актами, дело другое. К этому договору, в частности, специально подписан протокол о том, чтобы в течение месяца создать особую программу защиты русскоязычного населения. Это уже касается Эстонии, Латвии и в ближайшее время - Литвы.

Здесь в Москве я неоднократно встречался с представителями русскоязычного населения разных республик. Обсуждались и детали договоров. Происходит это в течение нескольких месяцев.

Во всех республиках, кстати, скоро будут открыты наши представительства. Туда всегда смогут обратиться русскоязычные жители и получить должную защиту России, но на основе международно-правовых норм.

Вот об этом программа "Время", к сожалению, не смогла найти возможность сказать.

- Предполагают ли эти договоры пересмотр дискриминационных законодательных актов в республиках Прибалтики, содержащих, скажем, ущемление в избирательном праве, ценза оседлости?

Записано, что все акты должны предусматривать равенство прав всех граждан. Например, прямо на месте мы решили ряд вопросов, связанных с военнослужащими в Латвии. Это касается питания, талонов и так далее. Так что речь идет об уравнивании прав всех жителей.

- То есть должен восторжествовать здравый смысл. К этому вас призывал и Президент.

- Но здравый смысл в словах - это одно, а в действиях - другое. Вспомните его выступление в среду на сессии Верховного Совета СССР. Ко мне, например, приходят послы других государств с выражением обеспокоенности - что же делает Центр? Возможен отказ от иностранной помощи, могут быть прекращены многие международные программы. Однозначно - страна не должна быть ввергнута в пучину кровопролития и должна быть отведена от черты, за которой - гражданская война.

Почему были прерваны переговоры центра с Литвой? Ну, ушла бы она из Союза, ну и что? Мы остались бы с дружественным соседом, связанными экономическими и прочими связями, но не кровью. Были же избраны крайние, недопустимые меры. И за это должны отвечать конкретные виновники.

- Многие обсуждают ваше обращение к солдатам, сержантам и офицерам, призванным на территории России и находящимся в Прибалтике. Говорят, что вы призываете не подчиняться приказам командиров, а это уже бунт и преступление перед государством...

- Это прямая инсинуация, и таких слов не было. Есть другое: "Перед тем как идти на штурм гражданских объектов на прибалтийской земле, вспомните о своем родном очаге, о настоящем и будущем своей Республики, своего народа. Насилие над законностью, над народом Прибалтики породит новые серьезные кризисные явления и в самой России, и в положении россиян, проживающих в других республиках, в том числе прибалтийских".

Я говорил министру обороны Д. Язову: "Не позорьте армию. Ее авторитет падает из-за таких необдуманных мер руководства". Надо сказать, что не все военнослужащие были армейские, часть из них - из КГБ.

У нас, кстати, принят Закон о том, что наши призывники не могут действовать в других республиках против мирного гражданского населения. Но этих призывников могут привлечь к уголовной ответственности за невыполнение приказа. Так что мы рассмотрим на ближайшей сессии законопроект о том, что призывник не может в этом случае привлекаться к уголовной ответственности, так как выполняет закон РСФСР. Трибунал же будет судить от имени Российской Федерации и руководствоваться Уголовным кодексом РСФСР.

- У вас были контакты с Президентом?

- После приезда из Таллинна - нет, а во время ночных событий - несколько раз.

- Поддерживаете ли вы идею общенациональной забастовки?

- Это дело каждого. Призывать к ней, отговаривать, поощрять мы не собираемся.

Смотрите также: