НАД ВИЛЬНЮСОМ безоблачное небо, по улицам ходят люди - местные и приезжие, которых хоть и поубавилось с введением "паспортной" системы торговли, но все же немало. Работают институты и заводы, транспорт и кафе. Гранитный Ленин по-прежнему протягивает руку, но проспект, на котором он стоит, носит уже не его имя, а Гедиминаса, великого князя литовского. А совсем рядом уже почти месяц, как заседает новый парламент республики, в ночь с 11 на 12 марта принявший решение: Литве - выйти из состава СССР.
Некоторые считают происходящие в Литве перемены революцией, другие же - контрреволюционным переворотом. Наш корреспондент побывал в Литве на прошлой неделе, присутствовал на заседаниях сессии Верховного Совета республики, встречался как с руководителями, так и с рядовыми жителями. Вот выдержки из нескольких интервью, представляющие самые разные точки зрения на происходящие события.
Витаутас ЛАНДСБЕРГИС, Председатель Верховного Совета Литовской республики:
- К сожалению, соседняя страна - СССР - по-прежнему не желает признать нашу независимость и делает все возможное, чтобы конфликт не прекращался. Наш суверенитет постоянно нарушается. На территории Литвы действует только Конституция Литвы, а от нас требуют соблюдения Конституции СССР, то есть другого государства. Правительство соседней страны поручает своим органам власти вмешиваться в наши внутренние дела, наводить свои порядки. И все же, хотя мы все видим, что в рамках продолжающегося конфликта возможны и очень неприятные ситуации, наша позиция будет традиционной - спокойствие, общественный порядок и, я думаю, непротивление силе силой. Целесообразнее, на мой взгляд, будет моральное, гражданское сопротивление.
Всем иностранным посольствам в Москве было рекомендовано отозвать из Вильнюса своих граждан и вообще временно ограничить их въезд в республику. А теперь мы узнали, что отменен упрощенный режим безвизового обмена на литовско-польской границе. Иначе, как вмешательством в наши внутренние дела, это не назовешь. Подобные действия Советского правительства способны отбросить процесс разрядки во всем мире к временам конфронтации и "холодной войны".
Мне принесли экземпляр газеты "Советская Литва", выпущенной за границей как орган КПЛ. Я справлялся в ЦК Компартии Литвы, и мне сказали, что они к этому никакого отношения не имеют. На повестке дня у нас обсуждение закона о политических партиях, и надо хорошо подумать, кого считать партией, кого - группой, а кого - филиалом зарубежной партии, и соответственно определить их права. Кроме того, необходимо посмотреть на деятельность некоторых партий в свете нового закона об антигосударственной деятельности.
Владислав ШВЕД, второй секретарь временного ЦК Компартии Литвы (на платформе КПСС):
- Сегодня в Литве нарушена Конституция СССР, законы, ежечасно попираются права советских людей, перечеркиваются все достижения республики за полвека. Наше главное требование - не принимать никаких законов, противоречащих общесоюзным, защитить советских граждан и их права. А как поступает Верховный Совет республики? Он принимает закон об уголовной ответственности за антигосударственную деятельность, местный вариант печально знаменитой 58-й статьи. Теперь человек, призывающий за свободную социалистическую Литву в составе СССР, может получить за это до 10 лет! Вот вам демократия и плюрализм по-саюдисски!
Нас обвиняют в том, что мы обратились с призывом к Советской Армии, и поэтому были захвачены десантниками здания ЦК и горкома Компартии Литвы, Дома политпросвещения и Высшей партийной школы. Никаких "захватов" не было - нельзя захватить то, что принадлежит тебе по закону. Эти здания построены на деньги всех членов партии Советского Союза, а руководство самостоятельной Компартии Литвы решило их отдать разным институтам, центрам по национальным проблемам и кооперативам. Мы этого позволить не можем.
Руководство республики не нашло возможности предоставить 40 тысячам коммунистов Литвы издавать свою газету - нет ни бумаги, ни краски. Но мы сумели восстановить издание "Советской Литвы", правда, в Минске. В первом номере мы обратились к читателям: "Газета становится органом Компартии Литвы. Мы исключаем слова: "на платформе КПСС"... Всякие прибавки и пояснения к названию партии нам не нужны. Они необходимы так называемой "реорганизованной" КПЛ, которая... полностью отказалась от марксистско-ленинской идеологии и философии.., пошла на поводу у махровых националистов и апологетов буржуазного строя".
Артурас ПАУЛАУСКАС, прокурор республики:
- В последнее время руководством Советского Союза постоянно выдвигаются обвинения, будто в нашей республике нарушаются права людей, растет преступность и жить здесь стало небезопасно. Все эти утверждения лишены серьезных оснований. Прибывшая в республику комиссия Прокуратуры СССР также предъявляет эти упреки. А факты? Я недавно побывал в Шальчининкском районе и проверял, как выполняются требования нашей конституции, охраняются права граждан. В связи с этим в печати было опубликовано обращение к жителям. Но за эти две недели нашлась лишь одна гражданка, пожаловавшаяся на исполком, который не разрешает ей купить дом...
Наоборот, грубейшим образом попираются законы - советскими войсками. Якобы по просьбе руководства Компартии Литвы (на платформе КПСС) подразделениями десантных войск были захвачены в Вильнюсе здания ЦК и горкома КПЛ, Дом политпросвещения, Высшая партийная школа. А в ночь с 26 на 27 марта солдаты ворвались в больницы в Каунасе и Нуово-Вильне, избили и увезли с собой литовских юношей, которые вернулись из Советской Армии на родину и временно находились под защитой Красного Креста.
Генерал армии В. ВАРЕННИКОВ, командующий Сухопутными войсками СССР:
- Действительно, в Вильнюс вошел ночью полк десантников. Почему ночью? Чтобы не мешал движению городского транспорта и не беспокоить мирных жителей. Мы выполняем распоряжение Президента и правительства СССР об усилении охраны важных государственных объектов на территории Литвы. И прибыли сюда не для того, чтобы поднять напряжение, как это трактуют саюдисты, а чтобы успокоить население, предотвратить возможные беспорядки.
Разве не ведут к дестабилизации обстановки принимаемые в парламенте законы, которые расходятся с Конституцией СССР? А подстрекательские действия депутатов и выступления в местной прессе, которые поощряли солдат литовской национальности покидать место воинской службы? Республика, как заявили в парламенте, берет их под свое покровительство. Более того, В. Ландсбергис уже и советует по-отечески дезертирам: домой и к друзьям не идите, а хоронитесь в церквах, там до вас не доберутся. Добрый совет, если учесть, что дезертирство грозит этим ребятам уголовной ответственностью. Цель, полагаю, тут весьма прозрачна. "Саюдис" ведет по всей республике запись добровольцев в так называемые отряды края.
Ромуальдас ОЗОЛАС, заместитель премьер - министра республики:
- Правительство находится в стадии формирования, но параллельно идет уже большая работа по осуществлению ре форм в экономической, финансовой политике. Мы уже собирались с новыми министрами для разработки основ нового бюджета, для выявления общих интересов Литвы и СССР. Их очень много, и это может быть хорошей предпосылкой для инициирования переговоров. Твердой установкой отношений с СССР является обоюдовыгодное экономическое сотрудничество. К сожалению, Москва пока от переговоров отказывается.
А вот мнение члена Верховного Совета Литвы Миндаугаса СТАКВИЛЯВИЧЮСА, первого секретаря Шяуляйского горкома самостоятельной КПЛ:
- Первые две недели работы нашего парламента, к сожалению, напоминают мне работу первого Съезда народных депутатов СССР: спешим, не придерживаемся намеченного регламента, не всегда тактичны. Короче говоря, мне не очень нравится тон нашего парламента. По-моему, и сам процесс отделения от СССР могли бы организовать, мягко говоря, культурно. На второй день после принятия акта о независимости я был в Москве и не скажу, чтобы так называемый "сильный центр" тогда относился к нам особенно враждебно. Если бы мы проявили большую гибкость, возможно, и к переговорам приходили бы более легким путем. Нам в это трудное время как никогда необходимо единство. Что ж, я могу только сожалеть, что процесс достижения независимости происходит не по моему плану, но теперь действительно уже нельзя не одобрять принимаемые решения. Нас не поняли бы люди, это принесло бы вред нашему общему делу.