Известно, что Вавилонская башня не была достроена из-за того, что строители, говорящие на разных языках, перестали понимать друг друга. Почти все, кто живет в нынешних границах СССР, пока друг друга понимают, но взаимная настороженность представителей разных наций и народностей все больше проявляется в ряде республик. Одна из проблем - положение русскоязычного населения, проживающая за пределами РСФСР.
Наш собеседник Ф. ШЕЛОВ-КОВЕДЯЕВ, председатель подкомитета по межреспубликанским отношениям Верховного Совета РСФСР.
- Ряд претендентов на пост Президента России сделали своим предвыборным "коньком" положение 70-миллионного русскоязычного населения вне пределов России. Создается впечатление, что верховная власть РСФСР игнорирует эту проблему?
- Да, этот тезис стал "коньком" практически всех претендентов, кто выдвинул свою кандидатуру в качестве альтернативы Б. Ельцину. Но для всех них это пока рассуждения, обещания и намерения. В то же время депутатский корпус России уже практически год принимает все конституционные меры с целью смягчения той ситуации, которую вы обозначили. Предприняты конкретные и эффективные шаги. Так, Россией подписано уже 6 межреспубликанских договоров: с Молдовой, Украиной, Казахстаном, Белоруссией, Эстонией и Латвией. Во всех этих договорах существуют статьи (с 3-й по 6-ю), отведенные для тщательного описания механизма гарантий прав человека на территории этих 7 республик.
Речь идет о свободном выборе гражданства, о гарантированном и одинаковом для всех объеме прав, в том числе и политических. Скажем, если гражданин другой республики живет на территории России, он обладает всеми политическими правами, кроме одного - избирать и быть избранным Президентом России. Те же обязательства взяли и противоположные стороны.
- То есть русский, проживающий, скажем, в Латвии, не может выбирать ее Президента?
- Если он гражданин РСФСР - то не может, если гражданин Латвии - то "да". Это норма международного права.
Кстати, в ряде республик уже осуществлены некоторые практические шаги. Даже до ратификации договоров. Например, некоторые постановления, указы, положения законов, которые считались русскоязычным населением дискриминирующими, были приостановлены или отменены в Молдове.
Необходимо учесть и тот шаг, который предпринял Б. Ельцин в январе, во время обострения политической обстановки в Прибалтике. Россия заняла в этой ситуации определенную позицию и однозначно заявила о неприемлемости применения силы, о недопустимости пренебрежения к праву народов на самоопределение.
Как следствие, к русским стали относиться лучше, перестав обвинять, что с их помощью "удушают" молодые прибалтийские демократии. Все эти действия вызвали реальное улучшение положения некоренного населения.
- Но как быть с требованиями русскоязычного населения об автономии, например в Молдове где уже после подписания договора пролилась кровь?
- Скажем, в Закавказье руководство Союза однозначно стоит на позиции территориальной целостности Азербайджана. В отношении Молдовы Центр занимал весьма двусмысленную позицию. Он фактически благоволил к образованию Приднестровской и Гагаузской республик. Более того, как нам известно, находились каналы для подпитки этих процессов даже в финансовом отношении.
- Оставим пока интриги Центра. Как вы относитесь к фактическому отделению новых республик? Вы считаете это правильным?
- Проблемы национальные и проблемы территориальные не должны взаимоувязываться. Права человека имеют безусловный приоритет на любой территории. Если судить по количеству языков, на которых говорят жители нашей страны, то в одной России их окажется около 400!
Поэтому путь, когда государственность становится самоцелью, - бесперспективен: Мировой опыт свидетельствует, что намного эффективнее реализация национально-культурной автономии.
- Вера в то, что все "утрясется", нужна. Нужна и работа по нормализации обстановки. Но предположим худшее - появление миллионов репатриантов. Думаете ли вы об этом?
- Вопросы репатриации всегда были чрезвычайно сложны и болезненны даже в государствах, значительно более благополучных, чем наше. Вспомните репатриацию французов из Алжира и все сложнейшие внутриполитические проблемы, которые это вызвало, включая всплеск политического терроризма в самой Франции.
Дело в другом. Мы должны создавать цивилизованные гарантии для людей, которые в силу каких-то причин хотят переселиться.
Например, около 300 семей, проживающих в городе Мажеикяй (Литва) и работающих на крупном нефтеперерабатывающем комбинате, в апреле прошлого года изъявили желание переселиться из Литвы в Россию. Им трудно представить себя живущими в ином государстве - в этом причина желания переселиться.
По обсуждаемому проекту соглашения Литва обязуется взять на себя не только оплату их переселения, но и предоставление фондов и строительство коттеджей в городе Всеволожске Ленинградской области. Все это в качестве компенсации за то, что в Литве остается благоустроенное жилье и объекты социально-бытового назначения. Кроме того, готовится генеральное соглашение между Литвой и Россией о миграции, которое ограничит руководство любой республики в возможности какой-либо дискриминации некоренного населения, так как это может стать слишком дорогим удовольствием.
В заключение хочу сказать об опасности националистического популизма. Использовать его в предвыборной кампании просто безнравственно. Как только мы скажем о том, что все равны, но есть те, кто "равнее", - это сразу загонит нас на дорожку национал-социализма. Некоторые оппоненты Б. Ельцина прямо выступают за сохранение России в границах 1945 г. - с рядом территорий Казахстана и Крымом. Реализация таких требований приведет к тому, что Украина и Казахстан пошлют к черту весь этот Союз.
Мы же ведем кропотливую работу по сохранению того, что еще можно спасти.