Примерное время чтения: 4 минуты
109

На октябрь назначены выборы Президента Армении. "...Я уже президент"

Считают, что одним из претендентов на пост первого Президента Республики Армении несомненно станет лидер парламентской оппозиции 42-летний Паруйр Айрикян. Тот самый П. Айрикян, который, отсидев в общей сложности 17 лет за свои политические убеждения, в 1988 году, как с чувством глубокого удовлетворения сообщили "наши" газеты, был "выдворен за пределы Родины за антисоветскую деятельность" (почему-то в Эфиопию). Вернулся в 1991-м президентом созданного им же во Франции координационного центра "Демократия и независимость". Из аэропорта восторженная толпа несла его на руках.

В канун выборов с П. АЙРИКЯНОМ беседует наш корреспондент Д. ФАНИЕВА.

- Считаете ли вы, что в нынешнем парламенте Республики Армении, депутатом которого вы являетесь, оппозиция играет достаточно серьезную роль?

- Не столько в парламенте, сколько - в общественной жизни. В этом смысле самой значительной нашей победой считаю создание общественно-политического климата, не допустившего реализации намерений правящей партии о диктатуре.

- В чем ваши основные разногласия с ней?

- Принципиальных и программных - нет, так как те, кто сегодня стоит у кормила власти, по сути, наши ученики. В 1974 г. я выступил с идеей самоопределения народов и начал с единомышленниками открытую борьбу за независимость Армении. Во всей Армении едва бы нашлись 1000 человек, которые бы считали это разумным. В противовес этому империя подбросила искру "карабахского конфликта". Позднее именно эту основу переняло Армянское общенациональное движение. Через листовки и "Голос Америки" (на разных языках, в том числе и русском) я обратился к народам и лидерам Азербайджана и Армении, призывая их к сдержанности, объясняя, что "конфликт" подброшен центром и чреват непоправимыми бедствиями. Потом многие спрашивали, как мне удалось спрогнозировать происшедшее.

Мои идеи о референдуме и президентстве воспринимались как сумасбродство и стремление дестабилизировать и без того сложную ситуацию. Сегодня обе они претворяются в жизнь. Как видите, я не лукавил, говоря, что различие между нами не столько в принципах, сколько в сроках и темпах восприятия и реализации наших идей. Политическому лидеру можно поставить в упрек неумение смотреть в будущее, но никак не то, что он умеет это делать. Вспомните ситуацию с НПО "Наирит" и Армянской АЭС. Их закрыли, желая спасти экологию. Сегодня приходится вновь открывать. Разве это не пример беспринципности? Если они тогда считали свое решение верным, то сегодня, придя к власти, должны отстаивать его. Если поняли, что ошибались, должны подавать в отставку.

- Вы предъявляете счет нынешним властям, но и вас упрекают в том, что вы палец о палец не ударили для разрешения карабахского конфликта.

- А те, кто ударил, чего добились, кроме новых ударов? Я уже сказал, что вовремя предупреждал, чем это может кончиться. Позднее я настаивал на формулировке - "самоопределение Карабаха". Но приняли сперва "воссоединение", потом - "отделение", теперь пришли-таки к "самоопределению". Но опять с потерей времени и упущением шансов. Как видите, не я не ударяю палец о палец, а просто кто-то не умеет вовремя сориентироваться.

- Кстати, об ориентации. Сегодня в Армении одних обвиняют в прорусской ориентации, других - в протурецкой. К какой принадлежите вы?

- К ориентации на независимость и установление широких взаимовыгодных отношений и с теми, и с другими. В качестве суверенного государства я полагаю возможным участие Армении и в Союзном договоре, учитывающем реальные интересы республик, с прерогативой каждой из них отстаивать свои интересы. Но никак не в нынешнем варианте очередного "принудительного счастья для всех".

- Завершая тему взаимоотношений: считаете ли вы, что исчерпаны все возможности для их нормализации с Азербайджаном?

- Безусловно, нет. Я с удивлением воспринимаю идею межреспубликанской зоны обороны. Надо убирать границы. Сегодня это может показаться абсурдом, но будущее за открытыми границами и добрыми взаимоотношениями. Несмотря на пролитую кровь, проблему надо интернационализировать, то есть привлекать международные организации, если не удастся прямой диалог.

- Ну и под конец вернемся к началу, к вопросу о власти. Некоторые считают, что ваша цель - любой ценой стать президентом. Так ли это?

- Знаете, я даже могу сказать, что я уже президент. Если президент - это человек, разрабатывающий программу, а затем реализующий ее, то я уже президент. Приведенные выше примеры реализации моих идей (пусть и запоздало, пусть и не напрямую мной, а теми, кто сегодня у власти) это подтверждают.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно