РОДИВШИЙСЯ в негритянских кварталах Нью-Йорка, музыкальный стиль рэп (или, как его называют американцы, - pan) постепенно завоевывает новые территории. Докатилась рэп-волна и до нас. Правда, в Союзе пока немногие находят эту музыку интересной. Точно так же, впрочем, совсем недавно американские подростки недоумевали по поводу восторга своих сверстников в СССР относительно советского рока: музыки - никакой, а те просто с ума сходят.
Но так или иначе, прошедший год вполне можно назвать годом рэпа, поскольку самые верхние строчки хип-парадов не только США, но и других стран мира, были заняты рэп-музыкантами, такими, как Эм. Си. Хаммер (в мире уже продано более 5 млн. его пластинок "Пожалуйста. Хаммер, не порань их"), группы "Ту лайв крю". "Паблик энеми" и т. д. Сегодня популярность - рэпа в США такова, что достаточно записать один более или менее приличный диск в этом стиле, чтобы стать очень богатым человеком.
Специалисты утверждают, что первые песни в этом стиле были записаны в конце 1979 г. Поначалу назвать песнями эти произносимые скороговоркой рифмованные фразы под аккомпанемент компьютерной ритм-группы (от 98 до 109 ударов в минуту), смикшированных отрывков популярных мелодий, уличных разговоров, сигналов машин и т. д., ни у кого язык не поворачивался. В течение последующих 5 лет рэп оставался "гадким утенком", и его признавали лишь диск-жокеи негритянских кварталов типа Южного Бронкса и Гарлема в Нью-Йорке и уличные брейк-танцоры.
Широкий интерес к рэпу возник лишь в 1986 г. после совместной записи песни "Иди этой дорогой" хард-роковой группой "Аэросмит" и рэп-группой "Ран Ди- Эм-Си". Нацменьшинства, прежде всего черные, увидели в рэпе возможность высказаться по поводу своих проблем: безработицы, дискриминации, жестокого обращения полиции, наркомании и насилия, царящего в бедных городских кварталах.
Рэпперов по сей день обвиняют в непристойности, оскорблении общественного мнения, расизме, призывах к насилию и прочих пороках. И поводов для этого больше - чем достаточно. Во-первых, тексты большинства рэп-групп поначалу были полны непечатных выражений, непристойных шуточек и неприличных намеков.
Далее, как в песнях, так и в клипах рэпперов отчетливо прослеживается мысль если не о превосходстве черной расы (это особенно касается тех, кто разделяет взгляды популярной в негритянской Америке религиозной секты "черных мусульман", один из постулатов которой: белые - это дьявольские создания, звери в обличье человека), то по крайней мере о презрении к людям с другим цветом кожи и сексуальной ориентацией. В том же духе делаются заявления и для печати. Например, участник все той же группы "Паблик энеми" заявил журналисту "Тайм", что "евреи повинны во всем зле, что творится на Земле. Евреи всегда были безнравственными и еще в древности финансировали торговлю рабами".
Правда, после бойкота, устроенного группе фирмой Си-би-эс, отказавшейся распространять их диск, музыканты вынуждены были "исправиться".
Но самый большой резонанс имела история с попытками запретить продажу в США диска группы "Ту лайв крю" ("Слишком живая команда"). Последнюю обвиняли чуть ли не в растлении своими песнями малолетних, а активисты организации "Родительский центр по изучению музыкальных возможностей" (среди которых жена госсекретаря США - Сюзан Бейкер) добились привлечения участников группы к суду. Однако в суде все обвинения с группы были сняты. К тому же музыканты вскоре преподнесли своим противникам "подарок" в виде композиции "Запрещенный в США", в которой они напоминали моралистам, что, мол, "тут вам не Китай, не Южная Корея, не Советский Союз. Это - Америка, где право на свободу самовыражения гарантировано конституцией".
Не удивительно, что все эти инциденты способствовали лишь росту популярности рэп-музыки не только среди черной, но и белой молодежи. Немалую роль, конечно, сыграло и то, что, почувствовав возможность неплохо заработать, в дело втянулся крупный бизнес со своими мастерами по видео, дизайну, рекламе и хореографии. Правда, политики в рэпе после этого по- уменьшилось.
Смотрите также:
- В АМЕРИКЕ СОБИРАЮТСЯ ПОДВЕРГАТЬ ЦЕНЗУРЕ РОК-ДИСКИ. Как себя чувствует рок-н-ролл в США? →
- ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. Живая легенда рок-н-ролла →
- ВАМ "БОРЖОМИ" ИЛИ CRUSH? →