Это действительно самая настоящая зона, физически огражденная территория, разве что без колючей проволоки. И то, впрочем, не всегда. А что же в ней тогда свободного?
На этот и другие вопросы отвечает председатель Комитета по управлению зоной свободного предпринимательства мэрии Санкт-Петербурга профессор Ю. САВЕЛЬЕВ.
Зоны существуют как бы вне таможенных границ государства. Это не значит, что туда, например, можно ввозить тонны наркотиков - государство может осуществлять выборочный контроль. Но вообще в СЭЗ должны ввозиться и вывозиться товары без взаимодействия с таможенными структурами страны. А главный смысл в том, что в этих зонах существует льготное налогообложение. Скажем, в нашей стране производитель отдает до 90% своей прибыли в виде налогов, в зоне же он отдаст максимум 20. Поэтому не случайно, что около 60% всех мировых инвестиций направляются именно в эти зоны. В них выгодно вкладывать деньги. Сейчас по предложению нашего мэра такая зона организуется в Санкт-Петербурге.
- Но ведь, насколько мне известно, закона о деятельности СЭЗ до сих пор нет...
- Да, это так. В июне прошлого года тогдашний председатель российского Совмина И. Силаев подписал постановление N 328, в котором говорится, что в Санкт-Петербурге образуется зона свободного предпринимательства. В этом году Указом Президента был подтвержден статус всех СЭЗ, в том числе и нашей, а также некоторые моменты, регулирующие их деятельность. Но закона действительно до сих пор нет. Он в скором времени только будет представлен для обсуждения в Верховный Совет. Когда он будет принят и будет ли вообще - неизвестно.
- И что же? Идти в обход закона?
- Как вам сказать... Между различными министерствами и мэрией Санкт- Петербурга подписаны соглашения, по которым эти министерства делегируют сюда, "на места", ряд полномочий. В частности, определять налогообложение. Этим мы и будем руководствоваться.
- Какова общая концепция СЭЗ Петербурга?
- У нашего региона есть одна изюминка. Сегодня здесь остался основной выход России к западным морям. Поэтому, во-первых, необходимо построить большое количество портов, консигнационных и таможенных складов, а во-вторых, организовать систему перевозок - авто-, авиа-, железнодорожных, речных. Мы рассматриваем проект строительства нового большого аэропорта международного класса в районе г. Тосно, мимо которого проходит сверхскоростная железная дорога Москва-Петербург. Кстати, на деньги иностранных инвесторов. По оценкам западных фирм, если они смогут использовать воздушное пространство России, только одно это даст им экономию в 3 млн. долл. в день. Все эти деньги пойдут на развитие города и области.
- Каким вы представляете себе Петербург, когда он станет "зоной"?
- Целиком город "зоной" не станет. В нем будет организовано множество локальных субзон - производственных, таможенных, складских, транспортных... И на территории этих зон не будет такого валютного безобразия, которое творится в стране. Доллар будет чуть ли не равен рублю.
- ?
- Все расчеты в зонах будут вестись за СКВ. Предположим, планируется построить какой-нибудь завод. Заложить фундамент стоит, скажем, миллион долларов. За это берется российская сторона, которой строительство обойдется, естественно, за рубли, за тот же миллион. Есть и другие варианты.
- Кстати, сейчас все больше поговаривают о том, что всю Россию продали иностранцам...
- Наш комитет твердо убежден, что земля, находящаяся на территории СЭЗ, ни приватизироваться, ни продаваться НЕ ДОЛЖНА! Иначе это колонизация. Земля может сдаваться в аренду, причем в договоре должна быть указана возможность постоянно изменять рентную плату - ведь цена одного и того же участка земли сегодня и, лет через пять, когда зона разовьется, может отличаться на порядок. Аренда земли здесь - мощнейший источник поступления валюты, и грех его упускать.
Смотрите также:
- НА ГРАНИ СКАНДАЛА. Палки в алмазных колесах →
- КОНТАКТЫ. СП нового поколения →
- Купите золотой прииск! →