ОБЗОР ПИСЕМ. Страсти вокруг земли

   
   

В письмах, поступающих в редакцию, многие затрагивают проблемы села. Почему, имея столько земли, мы из года в год закупаем хлеб, почему оказались в ситуации, грозящей голодом? - эти вопросы почти в каждом письме на эту тему. И читатели не только задают их, но и пытаются дать ответы.

"ГЛАВНЫЕ виновники наших бедствий с продовольствием, - пишет из Уфы Л. Петров, - колхозы и совхозы. Они отучили крестьян работать. Говорят, что колхозы себя еще не проявили, их, дескать, нельзя распускать, потому что даже на Западе начинают переходить к крупным хозяйствам. Сомневаюсь, что там будет что-то подобное нашим колхозам. Думаю, что мы сможем поднять наше сельское хозяйство, если передадим людям землю в постоянное пользование с правом наследства и купли-продажи, если перейдем от крупных колхозов и совхозов к более мелким специализированным хозяйствам, к фермерству".

"Как фермер я убит наповал, - жалуется в своем письме М. Фефелов из села Городище Тамбовской области. - Земли мне выделили 1,2 га. Но и ту вскоре отняли, распахав посеянную пшеницу. Просил для застройки участок - отказали. Да что мое горе - фермы, усадьбы жгут".

У тех, кто горой стоит за колхозно-совхозную систему, выступает против частной собственности на землю, свои доводы.

Вот строки из письма жителя Советска С. Свечникова: "Сорок лет я отработал в сельском хозяйстве. Из них - пятнадцать был участковым агрономом. Многое довелось повидать, и скажу: за фермерством, может, и будущее, но сейчас наше спасение только в коллективном хозяйстве. Очень многого, что надо настоящему фермеру, у нас пока просто нет, и ему не до товарного производства, прокормить бы семью. Крестьяне понимают это. И не случайно, получив земельный пай при реформации колхозов, почти никто на фермерские хлеба не уходит. Нет смысла. Нечем землю обработать, а если что и получишь - не реализуешь".

Думая о бедах нашего сельского хозяйства, читатели нередко вспоминают случаи из жизни.

"Было это вскоре после войны в Белоруссии, где я родилась, жила и работала в колхозе, - пишет Е. Горностаева из Кемеровской обл. - Тогда во время посевной с района присылали "толкачей" торопить побыстрее засевать поля. Не важно куда - в грязь, снег, - лишь бы скорее отрапортовать. Приехал и к нам такой "толкач". Увез его председатель осматривать поля. Ездили тогда на телеге, машин не было. Остановились на участке, где землю покрыл пырей. Председатель говорит: "Вот уже какая "пшеница" растет". Уполномоченный соглашается, кивает головой, делает пометку в блокноте. Едут дальше.

А когда возвращались обратно, видят: на участок, где росла "пшеница", зашел трактор и начал пахать. Тут "толкач" опешил и давай ругать председателя: "Что вы делаете, безобразие, куда смотрите?" Председатель говорит: "Плохо взошла, решили пересеять". Такие "толкачи" и сейчас пытаются командовать. Отсюда и наши беды".

Агроном-экономист В. Шелепнев из Москвы выступает с призывом искать в спорах о земле середину и согласие. "Нельзя допустить, - считает он, - чтобы в угоду какой бы то ни было идеологии были отданы на заклание интересы и судьбы миллионов сельских тружеников". Подкрепляет эту мысль А. Давыдова из Смоленской области. "Первые годы после войны, -пишет она, - положение наше было намного хуже. Пахали на коровах, но поля засеяли и урожай добрый собрали. Взяли сплоченностью, дружной работой. А ныне не в каждом селе царит единство, уважительное отношение людей, взаимопомощь..."

"Еще один больной вопрос: земля для горожанина, - пишет москвич Л. Ошин. - О ее выделении есть законы, указы, постановления, но дело движется медленно.

Надо решительно ломать сопротивление столь важному делу. Ведь ясно: если каждая городская семья будет иметь землю недалеко от постоянного места жительства, мы решим множество проблем.

Ослабнет, уменьшится дефицит жилья. Улучшится снабжение городов овощами, фруктами, ягодами и их хранение. Выделение земельных участков горожанам позволит связать миллиарды рублей "лишних денег" у населения, которые пойдут на обустройство садовых участков".

Невеселые мысли рождает знакомство с сельской почтой. Что и говорить, худой карман нынче и у коллективных хозяйств, и у фермеров. Плохо с техникой, удобрениями, семенами. Дел невпроворот: на носу посевная. А народные избранники главного вопроса - о земле до сих пор так и не решили.

Смотрите также: