СКАНДАЛ. "Бензиновое" дело

   
   

В России воруют издавна, а поскольку Москва - российская столица, то воруют здесь со столичным размахом. Эту истину еще раз подтвердила комиссия столичных и областных властей (под патронажем московских чекистов), изучавшая бензиновую проблему.

ВНАЧАЛЕ прошлого лета в московских аэропортах едва не дошло до пассажирских бунтов: самолеты подолгу не взлетали - не было керосина. Подобный кризис имел место перед уборочной. Осенью - снова жуткие перебои с бензином. Для московского региона нормативный запас всех видов моторного топлива - 8,5 тыс. т при суточном расходе в 3,5 тыс. т, в дни кризиса топлива оставалось меньше, чем на сутки.

Комиссия начала работу в декабре и выявила интересные вещи. Оказывается, столица вместе с Рязанью перерабатывает почти треть российской нефти. Заводы в Москве и в Рязани готовые продукты сливают в кольцо трубопроводов, проложенных вокруг столицы. Бензин по нему движется по часовой стрелке.

На "бензиновом" кольце расположены 8 нефтеперекачивающих и нефтеналивных станций, которые распределяют поток топлива дальше. В 1992 г. (сейчас положение сохраняется) 66% нефтепродуктов оказались в руках коммерческих структур. На практике это выглядит так. В 1992 г. Московский нефтеперерабатывающий завод в Капотне продал кооперативу "Пространство" 28 тыс. т бензина по цене рубль за литр. В октябре того же года столичное правительство разрешило приобрести госструктурам 28 тыс. т бензина уже по 10 рублей за литр у... кооператива "Пространство". Более 200 млн. "навара" осело в чьих-то карманах. Таких случаев масса.

ИНТЕРЕСНО, что криминала в подобных действиях может и не оказаться. Правительство Гайдара разрешило предприятиям до 40% нефтепродуктов реализовывать коммерческим структурам. Цель была благая - дать возможность нефтяникам поддержать свою социальную сферу. Есть и другое разрешение: в случае крайней необходимости госпредприятиям разрешено покупать нефтепродукты у коммерсантов.

На "горючей" почве коммерческие структуры взошли как грибы. Строить ничего не надо. Взял у госпредприятия часть фондов (емкости и пр.), и можешь ему же сдать их на ответственное хранение. Бензин остается в той же бочке, но посредством нескольких бумажных манипуляций (переход из коммерческого в госстатус) дает огромные деньги. Столичные чиновники рассказывают, что при малейших перебоях с горючим у дверей их кабинетов тут же появляются коммерсанты, готовые продать сколько нужно.

Чиновник - человек реальности и в стороне от этих процессов не остается. Один из руководителей этой сферы создал товарищество с ограниченной ответственностью "Серпуховнефтесервис ЛТД", где одновременно является генеральным директором. Покупка и продажа по приведенной схеме идет активно. Под Указом о борьбе с коррупцией в системе госслужбы законодательной базы нет, и товарищ продолжает трудиться на казенном посту.

Во время проверки на Московском железнодорожном узле одномоментно обнаружено 328 цистерн (по 60 тонн каждая) с бензином - все коммерческие. Железной дороге выгодно: коммерсанты исправно платят штрафы за простой вагонов (доходы от бензина перекрывают их с лихвой), зато быстро можно отправить куда угодно.

Неисповедимы пути происхождения и миграций топлива. Некая коммерческая фирма подрядилась доставить 5 тысяч тонн дизтоплива из Ухты в Калининградскую область, но в Риге груз переадресуется в Швецию. Выясняется, что в Ухте дизтопливо просто украли: оно не числится ни по каким документам. Дело, переданное для расследования на место, на месте закрывается.

Последний сюжет из этого ряда. Московский нефтеперерабатывающий завод преобразовался в акционерное общество "Капотня", в котором малоизвестный кооператив с уставным фондом в 36 тыс. руб. стал соучредителем и получил 36% акций. Не вложив фактически ничего, кроме интеллектуальной собственности (там работают Эйнштейны?), кооператив ворочает сотнями миллионов рублей.

"Противодиверсионную устойчивость" (термин компетентных органов) нефтепредприятий можно охарактеризовать одним словом - кошмар. Во многих местах нет заборов, не говоря уже о сигнализации, военизированной охране. Старичок- сторож на ночь запирается в сторожке и выходить не рискует.

Очень часто бензин с этих станций воруют самым нахальным способом: качают цистернами, канистрами, бочками.

МАНИПУЛЯЦИИ с нефтью возможны и такие. Для посевной и уборочной необходимо еще с зимы создавать госзапас топлива, а все емкости заполнены коммерческим товаром. Завод просит разрешения продавать коммерческим структурам, а в это время в области на многих из 18 нефтеналивных станций, распределяющих топливо конкретно по районам, остается всего по тонне. Вмешательство комиссии протолкнуло "пробку". Если бы этого не произошло, купить осенью хлеб было бы не по средствам половине населения. Комиссия обратилась к Президенту расследовать обстоятельства с манипуляцией нефтью в масштабах России. Профессионалы считают, что дело обещает быть похлеще любого "хлопкового".

Смотрите также: