НОК РОССИИ ЗА 1-Й КВАРТАЛ ИЗРАСХОДОВАЛ 552 МЛН. РУБ. Игры вокруг Олимпа

   
   

Во время Игр в Москве в 1980 г. нынешний президент Олимпийского комитета России имел беседу с А. Косыгиным о необходимости реорганизовать спортивные государственные структуры страны, а именно Госкомспорт. Дело доходило до смешного: в Олимпийском комитете работали всего два человека, а в спортивном министерстве трудились многие сотни. Предсовмина согласился помочь, но даже у него ничего не получилось.

О том, как сегодня живет Национальный олимпийский комитет России, беседа нашего корреспондента с президентом НОК В. СМИРНОВЫМ.

- В прошлом году российский НОК претендовал да то, чтобы стать координирующим и руководящим органом в спорте высших достижении. Вы обещали выплачивать стипендии членам сборных, финансировать тренировочные сборы... Но в действительности НОК сейчас с трудом содержит даже свой собственный аппарат. Как же можно было так просчитаться?

- Да, нам пришлось сделать переоценку своих возможностей. Не все так гладко идет с добыванием денег, как нам когда-то представлялось. Развертывая лотерею "Лотто Миллион", надеялись на значительно большие доходы, но греческая модель у нас не пошла. Вместо 1500 киосков работают только 700, в них часто отключают электричество. Их атакует рэкет. Короче, очень много сложностей, к тому же и силы уходят на ненужную борьбу.

- С кем?

- Со сторонниками старой системы, которые хотят, чтобы все стало, как раньше. Они уверены, что опора должна быть на государственные источники финансирования спорта. Чуть ли не большинство моих заместителей разделяют эту точку зрения.

- И все же деньги, которые сегодня зарабатывает большой спорт, продолжают привлекать внимание чиновников при спорте. Недавний пример тому - неудавшаяся попытка внести в основы законодательства о спорте статью о создании при ВС Государственного фонда, в который бы отчислялась половина всей прибыли спортивных организаций.

- Раньше наши спортсмены представлялись патриотами, и их обирали, как могли. Но сегодня они хотят делать только то, что считают, как профессионалы, нужным для себя. НОК не претендует на всеобъемлющее руководство спортом. Тем более отнимать у спортсменов честно заработанные деньги.

- Надеется ли НОК России когда-нибудь разбогатеть?

- Мы хотим работать так же, как и НОК США, по принципу коммерческой компании. В Америке у них многомиллионный бюджет, на который они содержат колоссальный тренировочный центр в Колорадо-Спрингс. Мы только начали становиться тем Олимпийским комитетом, каким он должен быть.

- Совместимы ли ваши коммерческие планы с Олимпийской хартией?

- Во главе МОК находятся крупные бизнесмены. Они знают, как делать деньги. И это находит полную поддержку со стороны Х. А. Самаранча. Современные Олимпийские игры превратились в дорогостоящую ярмарку. Мы учимся жить на то, что заработаем сами. Раньше государство ни в чем не отказывало спорту. Это порождало безответственность при заключении спонсорских контрактов. Примером тому соглашение с "Адидасом", которое почти автоматически возобновлялось после каждой Олимпиады. По новому контракту с "Рибоком" мы получаем больше, чем "Адидас" давал за все свое лидерство на спортивном рынке в Союзе.

- В сентябре этого года МОК будет выбирать город, который проведет Игры-2000. Кто, по вашему мнению, лидирует в борьбе за Олимпиаду?

- Я двадцать два года заседаю в МОК и знаю, что ничего не знаю о МОК. Сейчас объективные лидеры - Пекин, Сидней, Берлин, Манчестер.

- А за какой город будете голосовать вы лично?

- Хочу послушать мнение федераций, лучше изучить положительные стороны всех кандидатов. Возьмите, например, Австралию, мы знаем, какие богатые условия в Сиднее, но врачи советуют принять во внимание биологический фактор: у них дело идет к лету, у нас - к зиме. Это может стоить нам тех долей секунды, которых не хватит для победы. Убежден, что организация Олимпиад в крупных столицах крайне затруднена. То, что мы сделали в 1980 г. в Москве, сейчас повторить было бы невозможно.

- Останется ли Хуан Антонио Самаранч на посту президента МОК, ведь в этом году истекает официальный срок его президентства, к тому же и изрядно нашумела книга "Повелители колец"?

- Сессия МОК уже предложила ему остаться еще на четыре года. Вначале он говорил, что все зависит от его здоровья и окончательное решение будет принято им позднее. Но после публикации в прошлом году скандальной книги английских журналистов его самолюбие было настолько уязвлено, что Самаранч бросил такую фразу: "Раз так, я докажу, что могу еще быть президентом". В сентябре в Монте-Карло формально этот вопрос будет решен. И если Самаранч подтвердит свое желание остаться, то я не вижу кандидата, который бы мог поспорить с ним в борьбе за этот пост.

- Эта книга своей популярностью во многом обязана чрезмерно резкой реакции Самаранча. В ней, в частности, рассказывалось о его прошлом в рядах фашистской партии Испании.

- На мой взгляд, неадекватная реакция способствовала превращению "Повелителей колец" в международный бестселлер. Лично я высказался на исполкоме МОК не обращать на книгу внимания. Однако большинство реагировало иначе. Эта книга - сборник сплетен. В ней про Хорога Дасслера (бывшего президента "Адидаса") говорят люди, обиженные на него. Я помню одного западного спортивного функционера, К. Жанет, у которого сложились особые отношения с советским спортивным руководством. Он привозил в Союз всякий раз дюжины сумок с костюмами, экипировкой, другие подарки. И, естественно, его принимали в роскошных гостиницах, он любил отдыхать на высококлассной спортбазе в Стайках. Хорогу это не понравилось, и после окончания Московской Олимпиады он запретил Жанет заниматься внешними связями "Адидаса". А вскоре он вообще исчез. И вот теперь такие люди стараются сквитаться любым путем.

Смотрите также: