Статья - продолжение разговора, начатого "АиФ" в N 24.
Вильямсберг
ПЕРВАЯ ЖЕ ФРАЗА, которой президент США встретил партнеров по переговорам в Вильямсберге, заключала в себе и откровенную издевку по отношению к традиционным целям совещаний "семерки" и обман общественности. "Экономическое выздоровление - вот ради чего проводится эта встреча в верхах", - провозгласил глава американской администрации. Однако "выздоровление" по-рейгановски скорее напоминает мрачный юмор, который сейчас в ходу в Западной Европе: "Белый дом готов сражаться с Советами до последнего западноевропейца".
На встрече в Вильямсберге непререкаемо доминировали вопросы военно-политического характера. Главный итог переговоров "семерки" однозначен - это очередной этап в "крестовом походе" против Советского Союза, против социализма, объявленном ровно год назад президентом США в британском парламенте, с целью, которую он сформулировал ранее с предельной четкостью, - "списать коммунизм" со счетов истории. И потому в "послании народам мира", как назвал госсекретарь Дж. Шульц заключительный документ Вильямсберга, в котором декларируются "свобода" и "демократия", на самом деле звучит недвусмысленное обещание народам планеты нового раунда безудержной гонки вооружении, дальнейшего обострения международной обстановки. В рамках НАТО создается своего рода Антанта наших дней, механизм по практическому осуществлению резко антисоветской, антисоциалистической политики.
В этом контексте закономерно, что в Вильямсберге ни слова не было сказано о том, чтобы последовать примеру Советского Союза, принявшего обязательство не применять первым это оружие массового уничтожения. Там постарались замолчать и Заявление Советского правительства от 28 мая, в котором выдвинуты конструктивные, учитывающие безопасность обеих сторон предложения по действительному ослаблению военного противостояния, подлинному оздоровлению международной обстановки, прежде всего на европейском континенте. Этот преднамеренный уход от предложений СССР - также один из очевидных итогов совещания в Вильямсберге.
С ГОЛОСА ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА США
Если партнеров по "семерке" Вашингтон все более настойчиво использует в роли толкачей своей милитаристской политики - и Вильямсберг дал красноречивые свидетельства на этот счет, - то пробивной силой в реализации своих авантюристических расчетов он избрал крылатые ракеты и "Першинги-2". И в Вильямсберге, и на военных совещаниях в Эвере, штаб-квартире НАТО в Брюсселе, и на сессии совета НАТО в Париже, где практически обкатывались установки, принятые "семеркой", постоянно подчеркивалось, что новое американское ракетно-ядерное оружие будет размещено в Европе "согласно графику".
"Мы полным ходом ведем подготовку к размещению ракет в Европе", - заявил американскому телевидению глава военного ведомства США, давая понять, что вопрос решен окончательно и бесповоротно. Он не отказал себе в удовольствии напомнить, во сколько в Вашингтоне оценивают суверенитет союзников. По его словам, новое американское оружие поможет положить конец имеющей место в Западной Европе "тенденции рассматривать устремления США как что- то, что можно игнорировать или подвергать сомнению". Подобная фельдфебельская категоричность делает еще более унизительной позицию партнеров Белого дома, дружно славословивших насквозь милитаристский заключительный документ Вильямсберга.
Вашингтонская оркестровка предусматривает - причем в долгосрочной перспективе - не только политическую солидарность, которая ничто без солидарности экономической. Экономическая же "солидарность" исчисляется новыми миллиардами на гигантскую программу милитаризации. Голос, которым говорил в Вильямсберге президент США, - это голос американского военно- промышленного комплекса. Солидарность с Белым домом предусматривает использование западноевропейской территории в качестве поля сражения не только до последнего западноевропейца, но и до последнего фунта, последней марки и т. д. Экономика западноевропейских стран предстает, таким образом, в роли служанки управляемой Вашингтоном военной машины НАТО. В канун встречи в Вильямсберге французский экономист Рене Фош заметил: "Нынешняя валютно-финансовая система Запада на практике превратилась в механизм, который служит США для распределения бремени военных расходов". Иначе говоря, Вильямсберг запланировал дальнейший рост платежей Западной Европы по счетам Пентагона.
ВОПРЕКИ ЧАЯНИЯМ НАРОДОВ
Милитаристскую атмосферу в Вильямсберге дополнял дух лицемерия и демагогии. Ведя дело к фактическому срыву женевских переговоров, участники совещания в Вильямсберге одновременно выражали "твердое желание", чтобы США и СССР как можно быстрее достигли соглашения о ядерном оружии средней дальности. Но на каких условиях? И на кого рассчитывал президент США, утверждая, что на горизонте - улучшение отношений между Западом и Советским Союзом? Ведь такое улучшение, как и скорейшее соглашение по оружию средней дальности, может стать реальностью - согласно установкам "семерки" - лишь в единственном случае. А именно - если СССР согласится на один из американских вариантов, точнее ультиматумов, и примет одностороннее разоружение.
Но с Советским Союзом нельзя говорить языком шантажа и диктата. Заявление Советского правительства в преддверии встречи "семерки" не должно оставлять ни малейшего сомнения: наша страна примет соответствующие меры по укреплению своей обороноспособности, она не допустит ломки существующего паритета в вооружениях, она надежно обеспечит безопасность советского народа и своих союзников.
Один из специфических и настораживающих итогов Вильямсберга в том, что Вашингтон заполучил полную поддержку политики наращивания ядерных арсеналов со стороны Франции и Японии. В Вильямсберге при обсуждении военно-политической проблематики Париж обнаружил, по существу, то самое "духовное родство" с Вашингтоном (термин американского еженедельника "Ньюсуик"), которое отличает отношения Вашингтона с Лондоном. Моральный аспект усиливающейся проамериканской позиции французского президента справедливо и довольно точно подметила "Котидьен де Пари", сделавшая вывод, что Париж в обмен рассчитывает на признательность американского партнера в форме некоторых уступок в экономическом плане - с учетом растущей экономической зависимости Франции от США.
Еще резче прореагировали на действия своего премьер- министра в Японии. Для страны, подвергшейся атомной бомбардировке, стопроцентное согласие с Вашингтоном в его ядерной политике - это абсурд; премьер-министр предал чаяния японского народа, стремящегося к разоружению и запрещению ядерного оружия, - таковы отклики на позицию Токио в Вильямсберге.
Подавляющее большинство американцев - за замораживание ядерных арсеналов США и СССР. До 60 проц. британцев - против размещения американских крылатых ракет на своей земле. Против размещения "Першингов-2" большинство населения ФРГ. Но "приказчики класса капиталистов" (как их назвал В. И. Ленин), отстаивающие свободу "фабрикантов смерти" наживаться на гонке вооружений, не только приносят в жертву социально-экономические интересы соотечественников, но и ставят под угрозу их главное право - право на жизнь.
Смотрите также:
- 9-я СТУДИЯ. НАСУЩНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ →
- АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ. Мягко стелют - жестко спать →
- ОТКРЫВАЯ "АМЕРИКУ". Как Вашингтон "ищет мира" →