За время, прошедшее после прекращения женевских переговоров о сокращении и ограничении ядерных вооружений в Европе, на Западе высказывается немало "сожалений" в связи со случившимся. Немало говорится о готовности США "в течение 24 часов" вновь сесть за стол переговоров, не дожидаясь, мол, того, когда США разместят все намеченные к развертыванию в Европе 572 новые ракеты. Такого рода идеи внушают аудитории и "радиоголоса". Предлагаем вниманию читателей убедительный материал, разоблачающий позицию США.
США НЕ ХОТЕЛИ ДОГОВАРИВАТЬСЯ
ВЫРАЖЕНИЯ сожаления звучат, однако, неискренне уже потому, что одновременно открыто говорится о выигрыше, который якобы получили США, сорвав переговоры и завозя в Европу свои "Першинги-2" и крылатые ракеты. Не вызывают никакого доверия и заверения в стремлении возобновить и продолжить переговоры.
Коль скоро это так, справедлив вывод: США как не стремились, так по- прежнему и не стремятся к честной договоренности о сокращении ядерного оружия в Европе.
Советский Союз на протяжении всех переговоров предлагал и был готов осуществить на практике крупномасштабные, реальные сокращения ядерных средств в Европе.
США же никогда, ни на каком этапе переговоров не предлагали никаких сокращений своих вооружений и не были готовы к этому. Они упорно вели дело к наращиванию своих ядерных арсеналов в Европе, соглашаясь говорить лишь о некотором уменьшении количества запланированных к развертыванию ракет и только при условии одностороннего разоружения СССР.
Такой же подход к делу американская сторона, как следует из ее собственных заявлений, намерена сохранять и на будущее.
Американская сторона сейчас утверждает, будто в результате ее усилий и инициатив в Женеве была заложена основа для соглашения. В действительности же все, что предлагала администрация Рейгана и что излагалось главой делегации США Нитце, отнюдь не служило целям ограничения гонки вооружений и к тому же было, по существу, повторением предложений, внесенных американской стороной еще во время президентства Картера на переговорах Карпов - Кини в октябре - ноябре 1980 года. То, что Кини изложил за месяц, при администрации Рейгана повторялось в разных вариациях в течение двух лет. Для этого, конечно, было нужно своеобразное искусство, парочка вставленных эпизодов и новых мизансцен, но отнюдь не живость мысли и не творческий поиск, который тщетно пытается приписывать себе сейчас американская сторона.
Кстати, посол Нитце на своей недавней пресс-конференции в Вашингтоне вольно или невольно признал, что список заслуг американской стороны на переговорах равен нулю, заклиная не потерять тот "огромный прогресс", который был создан в результате конструктивного развития именно позиции Советского Союза, а не позиции США. Говорить об "огромном прогрессе" вообще не приходится, но и то, что было сделано, будет утрачено, если США не восстановят положения, существовавшего до начала размещения новых американских ракет в Европе. И у США не будет никакого - ни морального, ни формального - права просить об оставлении в силе советских предложений.
Не желая договариваться, американская сторона отвергла без раздумий все, что предлагалось советской стороной. Делегация США ухитрилась отклонить даже предложение Ю. В. Андропова о ликвидации всех сокращаемых в Европе советских ракет средней дальности, хотя оно было, по существу, большой уступкой СССР. Не создав на переговорах ничего позитивного, США сбросили со стола и все то доброе и конструктивное, что было предложено другими.
ВОКРУГ "ЛЕСНОЙ ПРОГУЛКИ"
Неофициальные контакты на переговорах вещь обычная, и поддерживаются они с обоюдного согласия, предполагая порядочность партнера. С советской стороны при контактах с Нитце преследовалась цель по возможности облегчить и ускорить выработку договоренности. О целеустановках американской стороны с достоверностью судить трудно. Скорее всего глава американской делегации желал преуспеть при любом повороте событий - и в случае срыва договоренности и в том случае, если бы в Вашингтоне почему-либо предпочли прийти к соглашению с СССР.
Осуществляя на официальных переговорах предписанную ему обструкционистскую линию, Нитце порой проявлял в неофициальных контактах и признаки трезвого подхода. Быть может, сам Нитце хотел найти выход, а может быть, его неофициальной активностью кое-кто просто прикрывался, рассчитывая создать впечатление о наличии в американской позиции резервов конструктивности. Кстати, одно не исключает другого. Во всяком случае, на деле все неофициальные предложения Нитце были использованы Вашингтоном только для пропагандистских инсценировок. И каждый раз в этих инсценировках активное участие принимал лично Нитце.
Так было с "лесной прогулкой" - неофициальной беседой 16 июля 1982 г., когда Нитце выдвинул свой вариант "пакетного решения", предусматривавший размещение в Европе весьма значительного количества американских крылатых ракет и крупное сокращение советских, отказ СССР от учета ядерных вооружений Англии и Франции, чисто символические сокращения американской и резкие сокращения советской авиации, фиксацию многократного перевеса НАТО над СССР по ядерным ракетам с дальностью меньше 1000 км и даже сокращение советских ракетных систем СС-20 на востоке.
Этот вариант по всем его параметрам не мог быть приемлем для советской стороны. Поэтому Нитце сразу было сказано, что он либо будет целиком отвергнут, либо подвергнется серьезной правке. Однако Нитце, внеся некоторые незначительные изменения в свой вариант, выдал его в Вашингтоне за "согласованный" с главой советской делегации (потом он оправдывал такой прием тем, что боялся в противном случае для себя неприятностей). А 29 сентября того же года Нитце вообще взял назад свои предложения, пояснив, что они встретили возражения Пентагона, который не хочет отказываться от развертывания в Европе ракет "Першинг-2". С советской стороны на этой встрече были подтверждены те предпосылки, которым должно было отвечать соглашение, соответствующее принципу равенства и одинаковой безопасности.
Веди американская сторона дела по-порядочному, на этом вопрос о "лесной прогулке" должен был бы быть исчерпан. Однако несколько месяцев спустя искаженная версия "лесной прогулки" была предана гласности с явной целью подготовить внесение американского "промежуточного варианта", создав у союзников США и общественности Западной Европы ложное впечатление, будто этот вариант не дорога в тупик, а путь к договоренности. Обмануть Советский Союз этим своим ходом США, разумеется, рассчитывать не могли. Но своих союзников они обманули.
ВАРИАНТ "572"
Аналогичная нечистоплотная операция была проведена Вашингтоном и в самом конце переговоров. Начав завоз своих ракет в Европу, американская сторона через западных немцев распространила очередную "сенсацию" о якобы данном 13 ноября советской стороной согласии не иметь впредь эквивалента ядерным вооружениям Англии и Франции. Поверить этим сообщениям - так открывалась дорога продолжать переговоры с СССР и в условиях размещения американских ракет. Но эта очередная выдумка тут же закончилась полным конфузом для ее авторов: Советский Союз не только не выразил готовности отказаться от учета ядерных сил Англии и Франции, но и вообще прекратил переговоры с США.
Тем не менее посол Нитце до сих пор утверждает, будто имела место некая "эрозия" позиции Советского Союза по вопросу об английских и французских вооружениях и что началась она будто во время неофициального ужина, устроенного им 26 октября. При этом Нитце путает, что говорилось ему и что говорил он сам в тот вечер. В действительности, если какая-то "эрозия" и имела место, то в позиции главы американской делегации. И началась она не 26 октября, а задолго до этого.
В течение двух последних раундов, то есть лета и осени 1983 г., посол Нитце зондировал вопрос о выработке приемлемой для США формы "компенсации" Советскому Союзу за вооружения Англии и Франции и о размерах такой "компенсации". По мысли Нитце, она не должна была быть "открытой"; он искал закамуфлированного решения этой проблемы, чтобы спасти лицо США и не раздражать правительства Тэтчер и Миттерана. Нельзя сказать, что он был последователен в этих своих "исканиях". Судя по всему, в этом сказывалась внутренняя борьба, происходившая в Вашингтоне и в НАТО по данному вопросу. Нитце то высказывался довольно прямолинейно насчет возможных развязок, то отрекался от своих идей.
Как бы там ни было, но 2 ноября он сообщил, что ими просчитан вариант неразвертывания в Европе 572 американских ракет в обмен на ликвидацию 572 боеголовок на советских ракетах средней дальности в европейской зоне СССР. При этом, по его подсчетам, у СССР осталось бы 122 - 127 пусковых установок ракет СС-20 в Европе, что было бы примерным эквивалентом английским и французским ракетам. Что же касается прироста боеголовок на английских и французских ракетах после заключения советско-американского соглашения, то этот вопрос Нитце полагал возможным урегулировать в последующем на других переговорах, например, об ОССВ.
Возникал вопрос, как отнестись к "неофициальным" высказываниям П. Нитце. С одной стороны, изложенный им вариант на первый взгляд мог показаться в какой-то мере основой для компромиссного решения. С другой стороны, с учетом прошлого опыта никак нельзя было исключать, что имеет место всего лишь тактическая игра с целью создать иллюзию какого-то прогресса на переговорах именно в тот момент, когда США приступили к завозу ракет в Европу.
Поэтому 13 ноября Нитце было сообщено, что высказывавшиеся им соображения могут быть рассмотрены советской стороной в том случае, если американская сторона внесет их официально. Одновременно была подтверждена наша принципиальная позиция относительно засчета английских и французских ядерных вооружений.
14 и 15 ноября Нитце, ссылаясь на поручение из Вашингтона, вел вполне конкретные беседы по варианту "572 за 572". Он выяснял, сколько в точности осталось бы в этом случае ракет СС-20 у Советского Союза в Европе, пытался торговаться по формулировкам и т. д. При этом он пояснил, что в Вашингтоне идет борьба мнений, что есть сторонники договоренности с СССР, но есть и могущественные противники, но он "не теряет надежды".
В то время как Нитце продолжал вести эти разговоры, 15 ноября в Бонне со ссылкой на Вашингтон предали гласности вариант "572 за 572", причем в подправленном виде и только для того, чтобы тут же заявить о его неприемлемости, а заодно, приписав авторство этого варианта советской стороне, изобразить дело так, будто СССР отказался от засчета средств Англии и Франции. Последний шанс договориться было решено перечеркнуть и сделать достижение договоренности невозможным.
Это была непорядочная работа. И естественно, что советской стороне не оставалось ничего иного, как восстановить истину, а послу Нитце выслушать то, что мы думаем по поводу подобных партнеров и их методов.
ТЯЖЕЛЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Чего же добилось правительство США, пустив под откос переговоры? Оно явно полагало, что начало развертывания новых ракет заставит СССР пойти на крупные военные и политические уступки. "Если вы не примете наших предложений, - говорил однажды П. Нитце, - мы окружим вас ракетами "Першинг-2" в первом и крылатыми ракетами во втором эшелоне, так что вы не сможете и пошевелиться".
Но это был ложный расчет. В вопросах ядерной безопасности СССР и США находятся в равном положении. Попытавшись уменьшить безопасность СССР и его союзников, США неизбежно уменьшили свою безопасность и безопасность Западной Европы. Сработал непреложный закон ядерного века, который нельзя отменить никакими ухищрениями.
Размещая новые ядерные ракеты в европейской зоне НАТО, США и некоторые их союзники явно рассчитывали выиграть соревнование по подлетному времени своих ракет к целям на европейской части территории СССР. Однако никакого выигрыша, тем более для союзников США в Европе, это не дает, учитывая отмену моратория на развертывание ракет СС-20 на территории европейской части СССР и развертывание советских оперативно-тактических ракет в ГДР и ЧССР в числе других ответных мер. Таковы географические и военные реальности в отношении Европы.
Однако, может быть, ценой уменьшения безопасности своих союзников США добились выигрыша для себя? И это не получается - в прилегающих к США морских и океанских акваториях будут развернуты советские средства, сопоставимые и по подлетному времени, и по мощности заряда, и по точности с новыми американскими ракетами.
Кроме того, как сказано в Заявлении Ю. В. Андропова, будут приняты и другие меры, направленные на обеспечение безопасности СССР и других стран социалистического содружества.
Ю. КВИЦИНСКИЙ, посол по особым поручениям, был главой советской делегации на переговорах об ограничении ядерных вооружений в Европе.
Полностью статья опубликована в еженедельной газете "Московские новости", 1984, N 3.
Смотрите также:
- АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ. Взгляд на Женеву из Москвы и Вашингтона →
- ЧТО СТОИТ НА ПУТИ ПЕРЕГОВОРОВ. Так чьи же боеголовки? →
- ОТКРЫВАЯ "АМЕРИКУ". Как Вашингтон "ищет мира" →