Примерное время чтения: 8 минут
115

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ. Взгляд на Женеву из Москвы и Вашингтона

Р. БОГДАНОВ, заместитель директора Института США и Канады АН СССР, доктор исторических наук

В АВГУСТЕ деловая и политическая активность в мире снижается. Продолжается пауза и на советско-американских переговорах в Женеве по ядерным и космическим вооружениям. Члены делегаций находятся в Москве и Вашингтоне для консультаций с правительствами своих стран, для выработки дальнейших позиций, Третий раунд переговоров начнется в сентябре.

Каким он будет и какие результаты принесет, сейчас, конечно, предсказать невозможно. Однако мысленно забегая вперед, мы не можем абстрагироваться от двух уже прошедших раундов переговоров. К сожалению, хоть сколько-нибудь ощутимого прогресса на них достигнуто не было.

Английское слово "раунд", как известно, используется не только в дипломатическом языке, но и в спортивном. Применительно к женевским переговорам можно сказать, что американская делегация провела их в глухой обороне - уклоняясь от конкретных деловых предложений Советского Союза, затягивая время, применяя нечестные приемы. Порой "команду" М. Кампельмана можно было, кажется, сравнить с плохо подготовленным спортсменом, уповающим лишь на сигнал гонга, способного избавить его от неминуемого нокаута.

Увы, в дипломатии все не так просто и ясно, как в спорте, а в Женеве нет рефери, который бы, подсчитав очки и голоса боковых судей, поднял руку победителя. К тому же американских представителей на переговорах неподготовленными никак не назовешь. Правда, их знания и высокая профессиональная квалификация поставлены на службу политике Вашингтона, которая препятствует нормализации советско-американских отношений и прогрессу в Женеве.

ПОЗИЦИЯ МОСКВЫ

Позиция Советского Союза на переговорах была и остается четкой, конструктивной и последовательной. Она основывалась на договоренности с американской стороной о том, что "предметом переговоров будет весь комплекс вопросов, касающихся космических и ядерных вооружений - стратегических и средней дальности". Причем непременно с учетом того, что все эти вопросы будут решаться и рассматриваться во взаимосвязи. Приверженность СССР духу и букве женевских переговоров была подтверждена целым рядом инициатив, направленных на максимально быстрое продвижение к намеченной цели. При этом наша страна исходила из твердого убеждения в том, что противоестественно вести переговоры о сокращении вооружений - и в то же время наращивать их. Поэтому представители советской делегации предложили, чтобы на весь период переговоров СССР и США ввели мораторий на создание (включая научно- исследовательские работы), испытание и развертывание ударных космических вооружений. Одновременно должны быть прекращены количественное наращивание стратегических ядерных вооружений, развертывание американских ракет средней дальности в Европе и, соответственно, ответные меры со стороны СССР.

Легкими переговоры с США о разоружении и прекращении гонки вооружений не были никогда. Зная, что у нынешней администрации Вашингтона всякий раз возникает аллергия на мирные советские инициативы, СССР в одностороннем порядке ввел с 7 апреля этого года мораторий на развертывание своих ракет средней дальности и приостановил осуществление других ответных мер в Европе, вызванных размещением новых американских ракет. К этому следует добавить, что наша страна твердо и неукоснительно соблюдает положения Договора ОСВ-2, который, как известно, так и не был ратифицирован американским конгрессом. Следует напомнить и о том, что с августа 1983 г. СССР придерживается одностороннего моратория на вывод первым в космическое пространство противоспутникового оружия.

Наконец, решение Советского Союза прекратить в одностороннем порядке любые ядерные взрывы начиная с 6 августа, о котором заявил М. С. Горбачев, является еще одним жестом доброй воли со стороны нашей страны, свидетельствующим о стремлении содействовать прекращению опасного наращивания ядерных арсеналов. Этот шаг СССР одновременно подтверждает и искренность и заинтересованность Москвы в успехе Женевы. Ведь он имеет самое непосредственное отношение к проблемам обуздания гонки ядерных вооружений.

ТАКТИКА ВАШИНГТОНА

Как и во многих других случаях, США оказались глухи к мирным инициативам СССР. На протяжении всего второго раунда переговоров американская делегация демонстрировала откровенно обструкционистский подход, блокируя пути к взаимоприемлемым договоренностям. Ею не было внесено ни одного конструктивного предложения, которое бы основывалось на принципе равенства и одинаковой безопасности сторон. Представители США, как писала западноевропейская печать, потратили немало усилий и времени, чтобы узаконить в рамках переговоров право США на реализацию так называемой "стратегической оборонной инициативы", являющейся на деле программой создания космических ударных вооружений. Такая позиция отражает сегодняшние настроения в высших эшелонах власти в Вашингтоне, где без обиняков говорят о своем намерении во что бы то ни стало претворить в жизнь программу "звездных войн". Фактически тем самым представители США в Женеве стремятся предать забвению, обойти стороной советско-американскую договоренность от 8 января о предмете и целях переговоров. Между тем, и это следует подчеркнуть особо, вопрос о немилитаризации космического пространства был поставлен во главу угла. Вопреки элементарной логике Вашингтон отказывается признать, что появление у него ударных космических вооружений нарушило бы имеющийся военно-стратегический паритет между СССР и США. Это, в свою очередь, сделало бы бессмысленными переговоры по двум другим направлениям: сокращению стратегических наступательных вооружений и ядерных средств средней дальности.

В этой связи следует отметить, что подход США к перекрытию и этих двух опаснейших каналов гонки вооружений ни на йоту не стал реалистичнее. Обнаруживая несуществующее военное "превосходство" СССР и "открывая" все новые "окна уязвимости" у США, Вашингтон и его представители в Женеве ведут, таким образом, переговоры о своем праве на продолжение гонки вооружений в попытке добиться военно- стратегического преимущества нам СССР. Не зря ведь советник президента П. Нитце заявил, что программы расширения и совершенствования ядерных арсеналов Америки будут продолжаться как минимум до конца века.

ТЕНЬ ПЕНТАГОНА НАД ЖЕНЕВОЙ

Топтание переговоров в Женеве на месте не может не вызывать самой серьезной обеспокоенности. Вместе с тем, нужно себе трезво отдавать отчет в том, что позиция американской делегации точно отражает тот курс в области внешней политики, который администрация Белого дома проводит в глобальном масштабе. В этом контексте целесообразно отметить, что за все годы пребывания у власти администрация Рейгана не подписала с СССР ни одного соглашения по ограничению и сокращению гонки вооружений. Показательно в этой связи, что с 1959 по 1979 г. шесть президентов США подписали с нашей страной 21 соглашение в этой области. Обращает на себя внимание и то, что, заявляя о своей приверженности к миру, США увеличили военные расходы с 1980 г. на 40%.

Анализируя женевский процесс, непременно нужно иметь в виду и общую установку в кругах вашингтонской администрации по отношению к действующим договорам и соглашениям в области стратегических вооружений. Она, как известно, была сформулирована в заявлении президента Рейгана от 10 июня этого года. Из него недвусмысленно следует, что США фактически встали на путь выползания из Договора ОСВ-2, отбрасывания одного за другим ограничений, предусмотренных им.

Более того, одновременно президент прямо заявил, что он дал команду Пентагону "расширить программу модернизации стратегических сил Соединенных Штатов". В результате в нарушение договорных обязательств США намерены создать наряду с ракетой МХ еще одну стратегическую ракету - "Миджитмен". Свидетельством "миролюбия по-американски" служит и новый бюджет Пентагона на 1986 г. В очередной раз он стал рекордным для мирного времени, составив 302,5 млрд. долл. в год. Планируется Пентагоном и постоянное увеличение финансовых средств на реализацию программы "звездных войн", стоимость которой, по данным американских исследователей, составит от 500 млрд. до 1,5 трлн. долл.

Решение президента Рейгана приступить в ближайшие недели к испытанию новой американской боевой системы противоспутникового оружия против мишеней в космосе - это еще один, и очень ощутимый удар по женевским переговорам. Попытки выдать его за некий "стимул" для СССР еще более обнажают лицемерие Вашингтона, его стремление любой ценой перенести гонку вооружений в космос.

Все эти факты, понятно, создают исключительно негативный фон для советско- американских переговоров в Женеве, дают больше чем достаточно оснований задуматься об искренности американской стороны и ее готовности договариваться по самым актуальным проблемам разоружения и прекращения гонки "вооружений, которые стоят на повестке дня. Вместе с тем, несмотря на сложную, напряженную обстановку в мире и трудности на переговорах в Женеве, мы сохраняем трезвый оптимизм и надежду на то, как заявил М. С. Горбачев, что здравый смысл, политический реализм и чувство ответственности за мирное будущее возьмут верх и наши партнеры прислушаются к голосу народов, которые хотят мира и прекращения гонки вооружений.

Если руководствоваться здравым смыслом, то иного выбора нет. В противном случае - в случае отказа США пересмотреть свой неконструктивный, обструкционистский подход к переговорам в Женеве - действительно может прозвучать гонг, возвещающий о начале нового, куда более опасного и чреватого непредсказуемыми последствиями раунда гонки вооружений.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно