В телевизионной передаче, выдержки из которой мы сегодня предлагаем вашему вниманию, принимали участие политический обозреватель Н. В. ШИШЛИН, заместитель директора института США и Канады АН СССР профессор В. В. ЖУРКИН и политический обозреватель Центрального телевидения и Всесоюзного радио профессор В. С. ЗОРИН.
ЗОРИН: Прошло уже четыре месяца с того времени, когда США стали размещать в Европе новые ракеты средней дальности. Что привнесли в международные отношения эти действия Вашингтона, поддержанные его союзниками по НАТО?
ШИШЛИН: Результаты, на мой взгляд, во многом обратные ожиданиям США. Вашингтон утверждал, что размещение ракет не только не разрушит базу советско-американских переговоров в Женеве, но, напротив, само по себе сделает СССР более покладистым, и тогда успех переговоров будет не за горами. США прошли мимо возможностей заключения взаимоприемлемого соглашения. В результате их действий переговоры были сорваны.
Мы вправе характеризовать "Першинги-2" и крылатые ракеты как оружие стратегического назначения, так как они расположены непосредственно у порога Советского Союза и наших социалистических друзей. Тем самым к известной "триаде" американских стратегических вооружений добавился новый, четвертый компонент, Это осложнило всю ситуацию и на переговорах по ограничению и сокращению стратегических вооружении. Они и без того шли очень тяжело, а с провалом переговоров по ограничению ядерных вооружений в Европе обстановка и здесь изменилась к худшему.
Как заявил недавно сенатор Эдвард Кеннеди, "больше пушек, пуль и солдат - это, похоже, все, что Рейган понимает во внешней политике. Неудивительно поэтому, что со времени прихода к власти нынешняя администрация не смогла предпринять ни одной успешной дипломатической инициативы".
ЖУРКИН: Действительно, похоже, что, несмотря на массу сложностей, вызванных опасными действиями Вашингтона на международной арене, администрация Рейгана так ничему и не научилась. Наращивание вооружений, прежде всего ядерных, продолжается безостановочно. Первый этап развертывания ракет средней дальности в Европе включал 41 ракету: 16 крылатых ракет - в Англии, 16 таких же ракет - в Италии, 9 "Першингов-2" - в ФРГ. Идет форсированная подготовка к развертыванию очередной партии ракет в Англии, ФРГ и Италии, начинается подготовка в Бельгии, на Голландию оказывается беспардонный и циничный нажим.
Начав размещение "Першингов" и крылатых ракет в Европе, США хотели изменить соотношение сил как в Европе, так и стратегических. Но наша страна своими ответными действиями не позволила нарушить баланс ни ядерных средств средней дальности, пи стратегических сил.
Вашингтон, далее, хотел попытаться навязать СССР переговоры по ограничению ядерных вооружений, грубо говоря, под прицелом американских ракет. И эта цель не удалась.
Далее, развертыванием новых ракет в Европе Вашингтон надеялся сцементировать НАТО. Однако свою 35-ю годовщину, исполнившуюся 4 апреля, НАТО отмечает в обстановке острых внутренних противоречий.
И наконец, внутри самих Соединенных Штатов вместо ожидавшегося нового взрыва шовинизма, упоения силой растет страх и беспокойство.
ШИШЛИН: Возникает вопрос: а выиграла ли безопасность США от размещения новых американских ракетно-ядерных средств в Европе? Нет, наоборот, проиграла. Безопасность в наше время может быть только равной, и для больших и для малых государств.
ЖУРКИН: Однако верных выводов для себя из всего этого в Белом доме не делают. На Дальнем Востоке, на острове Гуам бомбардировщики Б-52 оснащаются крылатыми ракетами. 7-й флот вот-вот получит на вооружение эти ракеты. Линкор "Нью- Джерси", находящийся сейчас у ливанских берегов, оснащен крылатыми ракетами. Их число на стратегических бомбардировщиках, базирующихся на территории самих Соединенных Штатов, уже подходит к тысяче...
Словом, форсированная ядерная гонка продолжается. Администрация Рейгана по-прежнему идет напролом.
ЗОРИН: И тем не менее официальные высокопоставленные деятели Вашингтона изменили тон своих высказываний по проблемам мировой политики и, в частности, по вопросам советско-американских отношений. В Вашингтоне делаются заявления, звучащие весьма миролюбиво, зовущие СССР к диалогу.
ШИШЛИН: Цена словесным упражнениям невысока, если слова не подкрепляются практическими делами. Взять хотя бы реакцию США на советские мирные инициативы. Их было очень много. К примеру, предложение, изложенное Константином Устиновичем Черненко, относительно выработки определенных норм отношений между державами, обладающими ядерным оружием. Вашингтон пока молчит. А ведь даже начало консультаций по выработке подобного кодекса сдержанности, если угодно, кодекса совместной ответственности ядерных держав за поддержание мира, могло бы внести в современные международные отношения столь дефицитный элемент доверия. И как знать, может быть, выработка этого кодекса стала бы своего рода профилактическим средством, помогающим не допустить возникновения новых конфликтных ситуаций и урегулировать существующие кризисы на справедливых началах.
Словом, мы вынуждены констатировать, что если и есть в миролюбивых речах представителей нынешней американской администрации что-то искреннее, то процент этой искренности невелик. А скорее всего - равен нулю.
ЗОРИН: Сложилась новая серьезная политическая ситуация. Как она проявляется в Западной Европе?
ЖУРКИН: Там - состояние какого-то совершенно необычного брожения. Еще пока трудно полностью оценить последствия того шока, которому США подвергли Западную Европу, разместив там свои ракеты средней дальности. Давно уже американцы не подвергали ее такой встряске. Многие западноевропейцы заговорили о том, что надо повнимательнее взглянуть на заскорузлую систему западных союзов, на НАТО, начать мыслить общеевропейскими категориями безопасности.
В Европе растет страх перед войной. Он был и прежде, но носил довольно абстрактный характер, а сейчас, когда "Першинги-2" и крылатые ракеты оказались совсем рядом, он стал осязаемым.
Характерна реакция и в самих США. Например, нашумевшая статья Киссинджера в журнале "Тайм", в которой он признает, что нынешний кризис НАТО беспрецедентен в истории этого блока. А другое такое признание содержится в совершенно неожиданном месте - в только что вышедшем ежегодном докладе К. Уайнбергера конгрессу о военной программе 1985 - 1980 гг., в этой, можно сказать, "библии" современного американского милитаризма. Традиционно в этих докладах вначале перечисляют вызовы, бросаемые Соединенным Штатам, т. е. проблемы, с которыми сталкивается Вашингтон. И вот в последнем докладе впервые вызовом N 1 названа напряженность внутри западных союзов, прежде всего в НАТО.
ШИШЛИН: Можно сказать, что европейцы хотят говорить более независимым и самостоятельным голосом, Но в то же время неправильно было бы ставить под сомнение лояльность европейцев НАТО, Соединенным Штатам.
В умах европейцев зреет мысль о том, что надо предпринять что-то, чтобы повернуть развитие событий в спокойное русло, оживить диалог между Востоком и Западом. И если в правительственных кругах западноевропейских стран говорят о желательности каких-то советских или американских шагов, то оппозиционные партии (а их влияние заметно растет) размышляют над тем, что может сделать сама Европа. Словом есть явное настроение в пользу перемен. Да и в реальной политике есть кое-что позитивное. В частности, наше экономическое сотрудничество с западноевропейскими странами, хотя оно, конечно, не свободно от проблем, в целом развивается достаточно ровно.
ЖУРКИН: Я произвел такой подсчет. Сравнил объемы торговли некоторых крупных западноевропейских стран с СССР и странами СЭВ, с одной стороны, и США - с другой. Лет 15 назад торговля с американцами была во много, иногда в десятки раз больше, чем торговля с нами, а в настоящее время объем торговли ФРГ со странами СЭВ примерно равен объему ее торговли с США - свыше 20 млрд. долларов. Объем торговли Италии со странами СЭВ, правда, раза в полтора меньше, чем с США, но цифры вполне сравнимые. То же можно сказать и о Франции.
К сожалению, этот экономический фундамент не всегда влияет на политические реальности, и все же он присутствует и воздействует на общую ситуацию. Я бы сравнил НАТО с колесом, которое имеет очень тяжелый военный обод и тоненькие или становящиеся все более тонкими экономические спицы. Далеко ли можно уехать на нем?
ШИШЛИН: Хотелось бы отметить, что наши политические контакты с западноевропейцами в отличие от наших взаимоотношений с американцами интенсифицируются и умножаются. Дипломатический календарь 1984 г. весьма насыщен встречами советского руководства с западноевропейскими лидерами. И уже появляются контуры вопросов, по которым можно будет договориться.
Кстати, любопытный факт - гальванизация Западноевропейского союза. Этот союз возник сразу после второй мировой войны, в него входят 7 западноевропейских стран, США в нем не участвуют. И вот вдруг возникла идея вернуть его к жизни, и уже на май намечается встреча министров иностранных дел, а осенью должны собраться министры обороны.
С одной стороны, Западноевропейский союз - организация военно-политическая, а с другой стороны, что-то в этом есть такое, что не позволяет однозначно негативно оценивать возрождение этой организации.
Попытка решить политические проблемы путем наращивания вооружений, конечно, не может урегулировать европейские дела. Однако хотелось бы обратить внимание на сдержанное отношение США к этой идее. Вашингтон, видимо, правомерно усматривает в этом еще один вызов Североатлантическому блоку.
ЗОРИН: Соединенные Штаты привыкли, что в Европе без них ничего не делается, что они имеют прямое отношение ко всем важным шагам западноевропейских стран. И вдруг происходит нечто такое, что не согласовано с Вашингтоном, и по одному этому вызывает настороженность.
Так что европейская ситуация, явные шероховатости в отношениях между Западной Европой и США в последнее время в немалой степени объясняют, почему сейчас в Вашингтоне пытаются миролюбивыми заявлениями прикрывать далеко не миролюбивые действия. Другая причина этого - развернувшаяся уже вовсю предвыборная кампания в Америке.
ЖУРКИН: Да, конечно. Ведь администрация готовилась подать развертывание американских ракет в Европе как свою крупную победу. И вот этот расчет явно не сработал. И этот шаг, и другие военные программы как-то преломились в сознании многих американцев совершенно по-другому. Усиливается страх перед тем, что администрация Рейгана своими опрометчивыми шагами может подтянуть страну к самому порогу войны.
И организаторы предвыборной кампании Рейгана стали срочно латать дыры, чтобы спрятать уязвимое место в позиции администрации. Естественно, что и противники Рейгана, также почувствовав эту слабину, усилили нажим в своих выступлениях именно по вопросам войны и мира.
Важным новым симптомом является то, что американские бизнесмены стали активно включаться в антивоенное движение. Группа из 25 президентов и вице-президентов крупных американских корпораций купила разворот в газете "Нью-Йорк таймс" и выступила с призывом к бизнесменам объединяться против ядерной угрозы. И свое заявление они заключают словами: "Либо руководители бизнеса вступят в войну против гонки ядерных вооружений, либо бизнес, как и все остальное, умрет".
ЗОРИН: Но если под влиянием различных обстоятельств, в частности настроений американской общественности, вашингтонское руководство несколько изменило тон своих публичных высказываний и если эти настроения будут проявляться все активнее в ходе избирательной кампании, как вы считаете, возможен ли поворот, когда Вашингтону придется вносить в свой политический курс не только словесные, но и реальные коррективы?
ШИШЛИН: Мне лично не представляется достаточно вероятным, чтобы нынешняя американская администрация способна была выработать серьезные предложения, которые позволили бы, скажем, найти новые рамки для женевских переговоров. Хотя гипотетическая возможность существует. Ведь Советский Союз предлагает вернуться к состоянию, которое было до срыва переговоров, то есть вернуться к более благоприятным условиям, когда можно искать разумный компромисс.
В западной пропаганде появился тезис о том, что, мол, Москва ждет исхода президентских выборов в США, не желая иметь дело с нынешней администрацией и надеясь на какие-то перемены в ходе этих выборов. Тезис абсолютно фальшивый, Советский Союз не хотел бы терять время Он за немедленный поиск путей и средств снижения уровня военного противостояния. И если в американской позиции возникнут реальные позитивные сдвиги, то за нами дело не станет.
И это ведь касается не только советско-американских отношений. Наша страна выступает за активное сотрудничество со всеми странами на поприще мира, она делает и будет делать все, чтобы надежды на потепление международного климата - а эти надежды существуют - не были обмануты.