ТЕМУ ПОДСКАЗАЛ ЧИТАТЕЛЬ. Под маской "демократического социализма"

   
   

"Наши классовые противники обвиняют СССР в "экспансии" в Африке, в стремлении "насадить" социализм в африканских странах, заставить их проводить "угодные Москве преобразования", одним словом в "экспорте революции", - пишет в редакцию А. Пейсахов, пропагандист из Магнитогорска. - Что вы можете сказать по этому поводу?"

Да, буржуазная пропаганда всячески стремится извратить внешнюю политику СССР в отношении развивающихся стран африканских стран в частности. Любые ростки социализма в этих странах она объясняет "давлением со стороны Москвы" или ее союзников.

Идеи социализма действительно популярны во многих африканских странах: ряд из них встал на путь социалистической ориентации. Но это объясняется отнюдь не искусственным "навязыванием социализма" извне, а естественным влечением народов к прогрессивным идеям социализма, к тому, что дает он простому крестьянину и рабочему.

А вот наши классовые противники, используя в своих интересах популярность социалистических настроений в ряде африканских стран, стремятся под маской "демократического социализма" протащить идеи реформизма и антикоммунизма, остановить прогрессивные преобразования в этих странах.

Именно этим целям и служило создание по инициативе и при активной поддержке Социнтерна новой африканской организации - Африканского социалистического интернационала, о деятельности которого мы рассказываем сегодня.

Африканский социалистический интернационал (АСИ) - политическая организация, в состав которой входит 10 партий из 9 африканских стран: Социалистическая партия Сенегала, Социалистическая дестуровская партия (Тунис), Маврикийская социал- демократическая партия, Маврикийская лейбористская партия, Суданский социалистический союз, партия Истикляль (Марокко), Народная прогрессивная партия (Гамбия), Сомалийская революционная социалистическая партия, Народное объединение в поддержку прогресса (Джибути), партия Удзима (Коморские острова).

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ СОЦИНТЕРНА

В 70-е годы в Африке заметно активизировалась деятельность национал-реформистских сил, поддерживаемых западной социал-демократией, а также оппортунистическими международными и национальными профсоюзными объединениями.

Во многих странах у реформизма обнаружилась довольно широкая социальная база. Особенно восприимчивыми к идеям социал-реформизма оказались политически активные средние слои, мелкая буржуазия, которой, по определению В. И. Ленина, свойственны, в частности, непоследовательность, "отвращение к классовой борьбе, мечтания о том, чтобы обойтись без нее, стремление сгладить и примирить, притупить острые углы", а также некоторые группы обуржуазившейся правящей элиты, предпочитающей путь реформ, соглашательства и половинчатости борьбе против засилья ТНК, неоколониалистской политики западных держав.

С середины 70-х годов Социалистический интернационал встал на путь существенного расширения идеологической экспансии в Африке. Партии, входящие в Социнтерн, в последние годы широко субсидируют различные частные фонды для подготовки политических и профсоюзных активистов из африканских стран, проводят многочисленные семинары и симпозиумы, дающие возможность наставлять африканцев "на путь истинный".

Учредительный конгресс АСИ состоялся 26 - 28 февраля 1981 г. в Тунисе. С докладами на конгрессе выступили президент Туниса Х. Бургиба и бывший президент Сенегала Л, Сенгор. Их выступления были посвящены концепции "демократического социализма", обоснованию его пригодности к африканским условиям.

ЗАБЫВАЯ О ГЛАВНОМ

По мнению лидеров Африканского социнтерна и их сторонников, эта доктрина представляет собой реальную "альтернативу научному социализму и либеральному капитализму", то есть является еще одной разновидностью многочисленных теорий "третьего пути" развития. Суть "демократического социализма", как заявил Х. Бургиба, заключается в лозунге "справедливость и свобода", что означает "демократию, свободу, равенство возможностей, участив всех индивидуумов и социальных слоев в будущем общества, уважение прав человека". В подобных рассуждениях лидеры АСИ, по существу, оставляют в стороне экономические и классовые аспекты общественного развития, оперируя в основном абстрактными, идеалистическими категориями и опираясь на якобы "исконно присущие" африканскому обществу демократичность и справедливость. Приверженцы африканизированного "демократического социализма" противопоставляют его марксистско-ленинскому учению о классовой борьбе и диктатуре пролетариата.

Создание общества на базе "демократического социализма", как заявил в декабре 1983 г. на II конгрессе АСИ Л. Сенгор, должно осуществляться в два этапа. На первом этапе должен быть претворен в жизнь лозунг "демократия", который сам Сенгор считает более важным, чем лозунг "социализм". Этот лозунг подразумевает переход всех стран - членов АСИ к многопартийной системе и проведению "свободных выборов". На втором этапе предполагается достижение "социальной справедливости", что означает, по мнению Сенгора, решение общих экономических проблем африканских стран, таких, как их неравноправное положение в системе международных экономических отношений, рост внешней задолженности, обострение демографической ситуации, наступление пустынь и сокращение посевных площадей. Экономическая программа АСИ практически обходит стороной вопрос о решении в первую очередь задачи проведения коренных внутренних социально-экономических преобразований, продиктованной самим ходом исторического развития Свобода предпринимательства, по мнению лидеров АСИ, может быть лишь "ограничена" отдельными элементами планирования, кооперирования и национализацией некоторых отраслей экономики. Сам принцип частной собственности на средства производства, в соответствии с теорией "демократического социализма", остается незыблемым. В целом социально-экономические аспекты этой концепции являются, по сути дела, лишь ширмой, призванной закамуфлировать развитие ряда африканских стран по капиталистическому пути.

СЛОВА И ДЕЛА

Основными принципами деятельности АСИ являются: укрепление единства и координации политики стран - членов Африканского социнтерна, поддержка борьбы народов за освобождение, борьба за демократизацию международных отношений и создание нового международного экономического порядка.

Однако на практике эти принципы зачастую входят в противоречие с конкретной позицией АСИ по тем или иным международным проблемам. Так, например, налицо противоречие между декларируемой приверженностью АСИ делу "укрепления африканского единства" на основе Устава ОАЕ и стремлением лидеров Африканского социнтерна к созданию группировки африканских государств, противостоящей прогрессивным режимам на континенте.

Довольно специфически трактуется руководителями АСИ и такой важный принцип деятельности этой организации, как всемерная поддержка национально-освободительных движений. АСИ встает на защиту ангольских сепаратистов, выступает против справедливого урегулирования проблемы Западной Сахары, идет на поводу у империалистической пропаганды, обвиняя Ливию во "вмешательстве" во внутренние дела Чада, искажает позицию Эфиопии в отношении эритрейской проблемы.

Однако нельзя не обратить внимание на тот факт, что по ряду международных проблем АСИ занимает в целом антиимпериалистические позиции. Некоторые документы, принятые АСИ, осуждают гонку вооружений, свидетельствуют о стремлении организации бороться за превращение Индийского океана и района Средиземноморья в зоны мира. В них содержатся заявления о поддержке борьбы народов Юга Африки против расизма и апартеида, осуждается экспансионистская политика Израиля, его разбойничьи действия в Ливане, а также вероломная агрессия США на Гренаде.

Немногим более трех лет прошло с момента основания АСИ. Практическая деятельность Африканского социнтерна, таким образом, подтверждает его роль проводника национал- реформистских и антикоммунистических идей в африканских странах, превращает его в один из рычагов, с помощью которых западные державы пытаются воздействовать на внутриполитические процессы в государствах Африки, влиять на их внешнеполитическую ориентацию. Очевидно, что такое положение вещей не способствует процессу консолидации антиимпериалистических сил на африканском континенте, противоречит подлинным интересам народов Африки, борющихся за достижение экономической самостоятельности и за социальный прогресс.

Смотрите также: