А. СУРИКОВ, председатель Всесоюзного объединения "Совинфильм"
Советский союз начал осуществлять совместные с зарубежными странами постановки фильмов с середины 50-х годов; первыми нашими партнерами стали индийские кинематографисты. Затем круг творческого общения интенсивно расширялся, и в 1969 г. было создано объединение "Совинфильм". За 15 лет при содействии этого объединения снято более 100 игровых лент, причем около 40 - только за последние три года. Занимаемся мы также и документалистикой.
Обширна география наших творческих связей. Об этом свидетельствуют и итоги XIII Московского международного кинофестиваля, в рамках которого "Совинфильм" провел переговоры с представителями 49 стран.
Знаменитый японский кинорежиссер Акира Куросава снимал картины и в Голливуде, и на "Мосфильме" (фильм "Дерсу Узала"). Американский журнал "Ньюсуик" спросил его, с кем было легче работать - с американцами или русскими. Куросава ответил: "В США порядки таковы, что коммерческий директор, а не режиссер играет первую скрипку, и если коммерческий директор лезет в каждую мелочь и постоянно выдвигает требования, то работать просто невыносимо. Что касается русских, то они дают режиссеру полную власть и полную свободу".
Из зарубежных кинематографистов, работавших под эгидой "Совинфильма", можно назвать также Иона Попеску-Гопо и Алена Делона, Урсулу Андресс и Орнеллу Мути, Джанкарло Джаниини и Франко Неро, а из советских - Сергея Бондарчука, Григория Чухрая, Сергея Герасимова и многих других.
Столь яркое созвездие мастеров экрана, безусловно, способствовало успеху совместных картин у зрителя, их признанию на международных кинофестивалях. Немало совместных фильмов завоевали почетные награды. Так, советско-американский сериал "Великая Отечественная" ("Неизвестная война") удостоен Ленинской премии, он получил награды на МКФ в Лейпциге и Москве; советско-индийский "Али-Баба и сорок разбойников" - Гран при на МКФ в Белграде; "Дознание пилота Пиркса" (СССР - Польша) - приз "Золотой астероид" на МКФ в Триесте.
НА ПУТИ К ЗРИТЕЛЮ
В творческом содружестве ДЕФА (ГДР) и "Мосфильм" рождается лента "Победа" по роману А. Чаковского (режиссер Е. Матвеев). Съемки картины, посвященной последнему периоду второй мировой войны, проходят в ГДР, Финляндии и других странах. Значительна по замыслу и лента "Битва под Москвой" Ю. Озерова, над которой советские киномастера работают вместе с чехословацкими коллегами со студии "Баррандов". А словацкая студия "Калиба" была нашим партнером в постановке ленты "Лев Толстой"; картина удостоена главного приза на последнем кинофестивале в Карловых Варах.
Серьезным и одновременно веселым задуман фильм о венгерском композиторе Имре Кальмане - совместная постановка с "Мафильм" (Венгрия). Автор сценария - Ю. Нагибин.
Интересен сюжет приключенческого фильма "Тайна доктора Травелла" с участием советских, польских и лаосских мастеров. Режиссером ленты приглашен поляк М. Пестрак, работавший с советскими артистами над экранизацией романа С. Лема "Дознание пилота Пиркса".
Стремление развивать сотрудничество выразили индийские киноработники. Творческий коллектив, создавший ленту "Али-Баба и сорок разбойников", закончил картину "Поэма о любви". Легендой окружено в Индии имя Герасима Лебедева - русского просветителя и ученого, составителя первой грамматики на языке хинди, первого исследователя национальной музыки, основателя театра, который до сих пор действует в Калькутте. Вместе с Р. Нахапетовым фильм ставит индийский мастер У. Датт.
Примечательно, что в кооперации с фирмами капиталистических стран нередко появляется слово "впервые". Так, планируется снять фильм вместе с канадцами. Одним из авторов ленты "Дженнифер" будет режиссер М. Андерсон, поставивший известные в нашей стране "Меморандум Квиллера", "Вокруг света в 80 дней" (последний отмечен "Оскаром"). Принято предложение французского режиссера Р. Оссена, показавшего на московском фестивале картину "Отверженные", вместе экранизировать роман В. Гюго "Собор Парижской богоматери".
Первый после длительного перерыва фильм снимается с норвежскими кинематографистами. "И на камнях растут деревья" - так называется романтическая картина, в которой режиссер С. Ростоцкий развивает главную тему своего творчества - о человеческом достоинстве, благородстве, чести.
Обширная программа сотрудничества намечена с американскими кинематографистами. Среди ближайших совместных работ - экранизация романа Д. Олдриджа "Пленник Земли" и фильм об истории международного альпинистского лагеря на Памире.
В целом сотрудничество советских киностудий с кинофирмами западных стран можно считать плодотворным. Успех таких лент, как "Синяя птица", "Ватерлоо", "Подсолнухи", "Необыкновенные приключения итальянцев в России" и другие, побудил многих деятелей западного кино обращаться к нам с предложениями о совместной работе.
ПРЕОДОЛЕВАЯ БАРЬЕРЫ
Безусловно, что совместное кинопроизводство порождает немало объективных и субъективных трудностей. Проблемы идейного порядка порой вынуждают нас спорить с западными партнерами, а иногда и отказываться от совместной работы.
Как известно, многие буржуазные художники стоят на ложной позиции независимости искусства от жизни, стараются представить его надклассовым, свободным от идейных и политических течений.
Несомненно, среди произведений буржуазного искусства есть немало талантливых, честных работ. Но отсутствие положительного общественного идеала и оптимистической социальной перспективы неизбежно приводит к появлению и таких кинофильмов, в которых внутренний мир человека исследуется с патологической изощренностью, а фотографическое воспроизведение реальной жизни, натуралистическое препарирование (в буквальном смысле) всего живого весьма далеки от того, что является сутью самого понятия - эстетика.
Советское киноискусство призвано раскрыть необычность обычного, показать поэзию трудовых будней, осмысливать сегодняшние реальности в свете исторических перспектив. При этом неразрывна связь личности и общества, общество воздействует на развитие личности, в свою очередь, личность влияет на жизнь общества.
Существуют и проблемы, связанные с определенными традициями кинозрелища в тех или иных странах. Непросто, к примеру, совместить индийский кинематограф, с его условностью, с принципами реалистического советского киноискусства. Приходится много работать над сценариями, добиваясь единого, удовлетворяющего обе стороны варианта.
Но, впрочем, практика "Совинфильма" показывает, что при обоюдном и искреннем желании сотрудничать всегда можно найти общий язык с коллегами во имя благородной цели, имя которой - мир.
Смотрите также:
- РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ФЕСТИВАЛЯ. Новые времена документального кино →
- КИНО. Кинематограф стран социализма на экране фестиваля →
- Бойцы невидимого кино →