ПАКИСТАН. Демократия под замком

   
   

25 ФЕВРАЛЯ с. г. в Пакистане состоялись так называемые всеобщие парламентские выборы, в результате которых был избран новый состав Национальной ассамблеи - высшего законодательного органа страны. Это не были президентские выборы. И тем не менее, не успела ассамблея собраться на свое первое заседание, как генерал Зия-уль-Хак объявил себя президентом страны.

Генерал обошелся и без обычной для буржуазной демократии процедуры выборов. Собственно, для того, чтобы сохранить в своих руках власть, ему незачем было прибегать к таким условностям: она с 1977 г. зиждилась не на воле избирателей, а на армейских штыках. Фасад законности и благопристойности нужен был для внешнего мира, для того, чтобы за рубежами Пакистана избавиться от репутации диктатора, искореняющего в стране любые проявления демократии.

С этой целью была проведена довольно хитроумная акция. В декабре прошлого года состоялся референдум, на котором населению Пакистана было предложено ответить лишь на один вопрос: одобряет ли оно курс на исламизацию жизни в стране? Накануне референдума Зия-уль-Хак заявил, что вотум "за" он будет расценивать как согласие народа видеть его на посту президента в течение последующих 5 лет. Таким образом, суть дела - вопрос о власти - была спрятана за проблемой религиозного плана. Ожидать, что в стране с 97% мусульманского населения кто-то выскажется против ислама, было по меньшей мере странно.

Как и рассчитывали в штабе Зия-уль-Хака, большинство голосовавших поставили на бюллетенях штемпель "за". Так генералом были состряпаны формальные основания для того, чтобы называться президентом.

"Шурократия" в действии

Ради справедливости надо сказать, что респектабельности все это Зия-уль-Хаку не прибавило: иначе, как фарсом, и выборы и референдум в мировой печати не назывались. Страницы газет были заполнены материалами, показывавшими обстановку полицейского террора, созданную властями в ходе подготовки к обоим мероприятиям. Ведь власти не стесняли себя даже видимостью демократии. Были произведены сотни арестов, под стражу взяты все более или менее видные деятели Движения за восстановление демократии. В соответствии с президентским указом, агитация за отказ от участия в референдуме и выборах грозила 3 годами тюремного заключения, денежным штрафом до 500 тыс. рупий (33 тыс. долл.) и лишением права быть избранным в центральный и провинциальные законодательные органы в течение 7 лет. Об этом сообщило агентство Рейтер. (Для справки: 500 тыс. рупий - это средний доход пакистанца за 100 лет!)

Для Зия-уль-Хака уверения насчет необходимости соблюдать исламские принципы и борьба с демократией стали двумя сторонами одной и той же медали. Еще в 1977 г. демократия была объявлена анахронизмом, "неадекватным гению пакистанского народа". Чтобы ликвидировать это "несоответствие" были упразднены практически все демократические институты.

В политической сфере - запрещена деятельность политических партий, в юридической - гражданские суды заменены на военные, в законодательной - на смену Национальной ассамблее пришел Федеральный консультативный совет Маджлис-и-Шура. Таким образом сложилась новая политическая структура, которую в Пакистане окрестили "шурократией". В результате вся нация попала в жесткие шоры, а бразды правления оказались в руках одного человека - Зия-уль-Хака. Такова анатомия диктатуры.

Это явление знакомо пакистанцам: "шурократия" - своего рода итог экспериментов, уже проводившихся ранее другими пакистанскими диктаторами. Здесь знакомы с "управляемой", "базовой" или "выборочной" демократией. Между ними, а также их разновидностью - "шурократией" - есть одно общее свойство. Они не имеют никакого отношения к чаяниям пакистанских трудящихся.

В роли американской марионетки

Есть еще одна, весьма опасная особенность "исламизации" по Зия-уль-Хаку. Это ее антииндийская направленность. С первого дня образования Пакистана клерикалы пытались создать в стране обстановку враждебности к Индии и населяющим ее индусам. В своих проповедях эту страну они иначе и не называли, как "враг ислама", "прибежище нечестивых". Военные режимы в своей борьбе против сторонников демократии всегда вынуждены были опираться на мусульманских духовников, а значит, не могли не перенять у них настроений враждебного отношения к Индии. Тому свидетельство - три пакистано-индийские войны.

Нечто похожее наблюдается и сегодня. Не проходит и недели, чтобы кто-нибудь из высокопоставленных представителей администрации не разразился антииндийской тирадой. На границе двух государств вспыхивают перестрелки. По достоверным данным, на территорию Индии засылаются агенты пакистанской разведки, переправляется оружие. Уже 7 лет продолжаются пакистано-индийские контакты по поводу подписания документа, который регулировал бы отношения между двумя странами. Индийцы предложили договор о мире, дружбе и сотрудничестве. Пакистан выдвинул было контрпредложение, предусматривавшее заключение пакта о ненападении, но стоило индийцам завести разговор о включении в него пункта о непредоставлении иностранным государствам своей территории под военные базы, как на пути переговоров выросла непреодолимая стена. Препятствие это не удается устранить по сей день, хотя контакты на разных уровнях между двумя странами продолжаются. Причины этого достаточно очевидны.

Первое, что бросается в глаза, - это массированное вооружение Пакистана Соединенными Штатами и их союзниками по НАТО, вооружение, выходящее за рамки разумного. В распоряжение пакистанской армии поступают современнейшие виды оружия. Тут и ультрасовременные истребители бомбардировщики F-16, и предназначенные для них ракеты типа "воздух - воздух" "Саидуиндер", и штурмовики "Фоккер" с соответствующими ракетами, и самолеты "Хокай", оснащенные радиолокационной системой дальнего обнаружения, и вертолеты "Кобра", и корабли-ракетоносцы, и корабельные ракеты, и гаубицы, и бронетранспортеры... Но все равно Пакистан и США сходятся в том, что этот список нуждается в расширении. Недавно побывавший в Пакистане председатель комитета начальников штабов США генерал Весси вел переговоры с представителями военной администрации о поставках новых партий вооружений, в том числе истребителей-перехватчиков F-15.

Цель этого поспешного накачивания Пакистана оружием может быть только одна - накрепко привязать его к вашингтонской колеснице, сориентировать его внешнеполитический курс не на укрепление южноазиатской безопасности, а на осуществление в этом районе стратегических замыслов США. И складывается впечатление: Исламабад не возражает против отведенной ему роли вашингтонской марионетки.

Между словами и делами - пропасть

Это находит наглядное подтверждение, к примеру, в сфере пакистано-афганских отношений. Вот уже седьмой год Пакистан служит плацдармом необъявленной войны против демократического Афганистана. Зия-уль-Хак прекрасно осведомлен о каждом лагере по подготовке контрреволюционеров-диверсантов на территории Пакистана, о каждом американском инструкторе в этих лагерях, о каждом караване с американским оружием, предназначенным для душманов, действующих по афганскую сторону границы. И все же он пытается представить себя чуть ли не жертвой агрессии Афганистана. С подачи официальных властей пакистанская печать не скупится на небылицы по поводу "агрессивности Кабула". Эти обвинения нужны Исламабаду для того, чтобы отвлечь внимание мировой общественности от фактов неприкрытого терроризма и агрессии в отношении западного соседа. Как иначе можно расценивать обстрелы из тяжелых артиллерийских орудий афганских провинций Нангархар и Пактия, в результате которых гибнет гражданское население ДРА, наносится большой ущерб хозяйству этих провинций? Как понимать тот факт, что пакистанская армия взяла на себя переправку оружия из порта Карачи до границы и дальше - на территорию ДРА?

Пакистанские официальные лица, в том числе и сам генерал Зия-уль-Хак, в беседах с журналистами любят говорить, что "пакистано-советские отношения хороши как всегда". При этом следуют ссылки на экономическое сотрудничество, торговлю, культурные и даже политические контакты. Надо со всей определенностью подчеркнуть, что эти заявления, к сожалению, не соответствуют истинному положению дел. В действительности отношения между двумя странами ухудшаются, и это происходит не по вине Советского Союза. Для их изменения Пакистан должен начать проводить политику, отвечающую идеалам и традициям Движения неприсоединения, формальным членом которого он является.

П. ВАСИЛЬЕВ, кандидат исторических наук

Смотрите также: