ДВА МИРА - ДВА ОБРАЗА ЖИЗНИ. Система, разрушающая природу

   
   

"Было бы заблуждением полагать, что можно сохранить природу, оставляя в неприкосновенности ту экономическую систему, которая ее разрушает", - так охарактеризовал отношение капитализма к природе французский ученый Ф. Сен-Марк.

ПО СЕЙ ДЕНЬ поступают новые данные о последствиях трагедии индийского города Бхопал. Авария, случившаяся полгода назад на химическом заводе американской корпорации "Юнион Карбайд", обрекла на смерть и увечья десятки тысяч человек. Трагические события в индийском городе заставляют задуматься над проблемами, порождаемыми безответственной политикой западных монополий в области экологии.

СЕГОДНЯ - ИНДИЯ, ЗАВТРА...

"Может ли это случиться в Америке?" - эти слова вынес в заголовок статьи о Бхопале американский журнал "Ньюсуик". "Может ли это случиться с нами?" - такой вопрос задавали себе миллионы людей в разных странах, где размещены химические предприятия "Юнион Карбайд", "Доу Кемикл", других компаний, производящие смертельно ядовитые вещества. В западной печати появились заверения о "невозможности" повторения подобных аварий в промышленно развитых странах. В хоре нарочито оптимистичных заявлений тонули голоса специалистов. А прислушаться к ним следовало бы. "Единственная причина, почему это еще не произошло у нас, - говорил Хью Кауфман, эксперт Агентства по охране окружающей среды США, - это простое везение". "Все это похоже на игру в рулетку, - подтверждал другой ученый, Антони Мадзокки. - В этот раз выпал черед Индии, следующими могут оказаться Соединенные Штаты".

Эксперты знают, что говорят. Утечки ядовитых веществ (хотя и в меньших количествах) не раз случались на химических заводах в штатах Нью-Йорк, Миссури, Западная Вирджиния. В 1977 г. произошла авария на предприятии "Юнион Карбайд" во французском городе Безье. В начале этого года в результате неполадок в оборудовании на заводах шведского концерна "Бофорс" в атмосферу было выброшено около 30 т смертоносного газа. Список можно продолжить, однако и так ясно, что катастрофа в Бхопале - лишь частный случай. В погоне за прибылью западные монополии полностью игнорируют те последствия, к которым может привести их бесконтрольная деятельность - последствия, пагубные как для людей, так и для окружающей среды.

ОТРАВЛЕННОЕ НЕБО, ОТРАВЛЕННОЕ МОРЕ

По своим масштабам аварии на химических предприятиях могут сравниться с катастрофами на нефтеналивных танкерах. Одну из них до сих пор с ужасом вспоминают во Франции - после гибели судна "Амоко Кадис" в 1978 г. в море вылилось около 220 тыс. т нефти, уничтожившей все живое на огромной территории побережья и в прибрежных водах.

Экологические катастрофы такого рода вызывают вполне обоснованную тревогу. Однако еще более опасно постоянное, ежедневное, ежечасное загрязнение окружающей среды, вызванное не аварийной, а "рутинной", повседневной деятельностью промышленных корпораций, Приведем факты. Предприятия всех капиталистических стран выбрасывают в атмосферу более 10 млрд. т вредных веществ. Соответственно, на 10 - 12 млрд. т ежегодно уменьшается количество свободного атмосферного кислорода. На ведущие капиталистические страны приходится 63% общего объема загрязнения природной среды. Годовая стоимость потерь от загрязнения атмосферы (заболевания людей, коррозия материалов, разрушение зданий, гибель зеленых насаждений и др.) в США может быть оценена в 3% национального дохода, во Франции - в 4%, в Японии - в 8%.

Отравляется воздух, отравляется вода. В прессе не раз появлялись сообщения о преступных действиях монополий, сбрасывающих ядовитые отходы в реки, озера, водоемы с питьевой водой.

Японский поселок Минамата... Еще в 50-х годах сотни его жителей были отравлены ртутью, сброшенной в морской залив заводом корпорации "Тиссо". "Болезнь Минамата", как ее тогда назвали, попала впоследствии в медицинские учебники, а деятельность корпорации была осуждена на международной конференции ООН в Стокгольме. Казалось, из трагедии извлечен урок. Однако и по сей день "Тиссо" продолжает загрязнять воды залива, а число жертв отравления достигло, по некоторым данным, 100 тыс. человек.

Смертельно опасные вещества, содержащие ртуть, мышьяк, свинец, цинк, в огромных количествах сбрасываются в реки Америки и Европы - Ниагару, Рейн, По.

Обычная водопроводная вода в Нью-Йорке, по данным агентства по охране окружающей среды США, содержит до 250 вредных органических компонентов. Единственное, что могут порекомендовать санитарные службы жителям города - использовать дополнительные фильтры-отстойники довольно сложной конструкции, к тому же дорогостоящие.

Среду обитания нельзя разгородить государственными границами. Нередки случаи, когда ущерб, нанесенный природе в одной стране, рикошетом ударяет по стране-соседу. Загрязнение Великих озер отходами с американских заводов ставит под угрозу жизнь и здоровье 6 млн. канадцев, черпающих оттуда воду для бытовых нужд. "Кислотные дожди", ставшие "головной болью" многих правительств Запада, перемещаются из США в Канаду, от берегов Англии - к побережью Скандинавии, губя озера, леса, разрушая почвы, отражаясь на здоровье людей.

КОГДА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО БЕССИЛЬНО

Прогнозы ученых на будущее безрадостны. К 2000 г. выброс вредных газов в атмосферу превысит 50 млрд. т. Объем загрязненной воды достигнет 9500 млрд. т.

Под давлением общественности парламенты ряда государств приняли законы, ограничивающие в той или иной степени варварское разбазаривание природных ресурсов (к примеру, законодательство об охране окружающей среды в Японии 1967 г., закон "О чистом воздухе" в Великобритании 1968 г. и др.).

Но всех этих частичных мер явно недостаточно. Когда дело касается выделения средств для контроля за загрязнением окружающей среды, правительства капиталистических стран проявляют крайнюю медлительность. Уже упоминавшиеся "кислотные дожди" ежегодно наносят США ущерб в 8 млрд. долл. Проблема эта стала межгосударственной и обсуждается ныне на переговорах между США и Канадой. Тем не менее администрация Рейгана настаивает на проведении дальнейших "исследований" вместо конкретных действий. "Федеральное законодательство по контролю за "кислотными дождями" застряло на Капитолийском холме в Вашингтоне и не движется дальше, - писал в этой связи журнал "Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт". И не оно одно. Не менее остро стоит в США проблема очистки свалок промышленных отходов (в частности, радиоактивных).

Там делается все, чтобы никак не ущемить прав большого бизнеса, в том числе "права" безнаказанно отравлять окружающую среду, в то время как федеральные средства, отпускаемые на очистку водного и воздушного бассейнов, постоянно сокращаются.

Бизнес проник даже в святая святых - находящиеся под охраной ЮНЕСКО природные заповедные зоны. Доход национальных парков США от туризма составляет ежегодно 20 млрд. долл. Поэтому многие американские заповедники переориентируются на туризм, что приводит к разрушению целостности природных комплексов.

Как видим, в условиях капитализма, свободного частного предпринимательства остановить разрушение окружающей среды невозможно.

Да, предприниматель, стремящийся выжать максимальную прибыль из своего дела, учитывает и предусматривает рациональное использование и людских, и природных ресурсов на своих заводах и фабриках. Но эта рачительность, как правило, ограничивается лишь интересами компании. И ни отравленные вредными сбросами водоемы, ни загрязненная ядовитыми газами атмосфера, ни гибнущие флора и фауна не способны убедить служителей бизнеса в том, что необходимо с оглядкой, бережно относиться к природным богатствам.

Система частного предпринимательства, погоня за прибылью порождают бесчеловечное отношение к окружающей человека среде, разрушают и убивают ее.

Смотрите также: