ТЕМУ ПОДСКАЗАЛ ЧИТАТЕЛЬ. Проблемы использования Мирового океана и позиция США

   
   

МЫ ПРИВЫКЛИ говорить о Мировом океане как о кладовой несметных богатств, которые еще предстоит использовать нам и нашим потомкам. Но до тех пор, пока существует империализм с его агрессивной внешней политикой, эти блага Мирового океана, прежде чем они будут использованы, могут превратиться в источник серьезных столкновений и конфликтов.

Мировой океан, составляющий 2/3 поверхности нашей планеты, ранее был слишком большим и малодоступным. Теперь, однако, мы вступили в эпоху, когда морские ресурсы стали осязаемыми, реальными, а океанские просторы подчас слишком тесными.

ПЕРВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

С середины 50-х годов начались международные переговоры, призванные выработать соглашения, регулирующие использование Мирового океана. В результате на Первой конференции по морскому праву в Женеве в 1958 г. были выработаны и заключены четыре конвенции. Вторая конференция по морскому праву, проходившая в начале 60-х годов, окончилась, однако, безрезультатно. Наконец, в 1974 г. была созвана Третья конференция ООН по морскому праву, работа которой продолжалась в течение 10 лет. В ней приняло участие более 150 государств. Переговоры отличались беспрецедентной напряженностью и сложностью. В итоге, однако, удалось разработать единую и всеобъемлющую конвенцию, получившую название Конвенции ООН по морскому праву. Достаточно сказать, что она состоит из 320 статей, 9 приложений и, по существу, касается большинства видов осуществляемой или предполагаемой деятельности в Мировом океане Казалось, удалось добиться крупного дипломатического успеха. Но, к сожалению, конвенция не получила всеобщего признания.

США ПРОТИВ...

Основным противником конвенций оказались Соединенные Штаты Америки, что выглядело на первый взгляд парадоксальным. Ведь именно делегация США на протяжении всех лет работы конференции, представлявшая последовательно три американские администрации (Р. Никсона, Дж. Форда и Дж. Картера), весьма активно участвовала в подготовке проекта конвенции. Но когда проект был полностью готов, Р. Рейган, занявший к тому времени пост президента, заявил о его неприемлемости для Соединенных Штатов. Что же не понравилось новому хозяину Белого дома в этой конвенции? Дело в том, что она устанавливает правовой режим той части дна Мирового океана, которая лежит за пределами юрисдикции прибрежных государств. Одновременно предусматривается создание международной экономической организации - Международного органа по морскому дну, который должен регулировать коммерческую добычу меди, никеля, кобальта и марганца, содержащихся в конкрециях, находящихся в глубоководных частях международного района морского дна. Отдельные государства хотя и будут иметь возможность самостоятельно вести их добычу, но не бесконтрольно, а в определенных рамках, устанавливаемых Международным органом. Сам же Международный орган будет управляться всеми государствами коллективно. Кроме того, развитые государства будут передавать развивающимся странам имеющуюся у них териологию и вести соответствующую подготовку их национальных кадров.

Именно об эти условия и споткнулась американская администрация. Между тем очевидно, что регламентация деятельности всех государств в Мировом океане и четкое определение их прав и обязанностей позволят значительно сократить возможность возникновения конфликтных ситуаций, чреватых угрозой применения силы.

Несмотря на негативную позицию США, конвенция была принята и подписана 159 государствами, в том числе СССР и всеми другими социалистическими странами. Создана Подготовительная комиссия, где разрабатываются документы, необходимые для учреждения Международного органа по морскому дну и Международного трибунала по морскому праву. Комиссия, кроме того, рассматривает и в скором времени зарегистрирует также заявки первоначальных заявителей: СССР, Франции, Японии и Индии - на участки морского дна, на которых эти страны намерены в дальнейшем вести самостоятельную добычу конкреций.

... И НА СЛОВАХ, И НА ДЕЛЕ

Но США, сделав один шаг в сторону от конвенции, скатились на позиции активного противодействия ей. Так, четыре многонациональных горнорудных консорциума - "Кеннекот", "Оушн-майнинг ассошиэйтс", "Оушн мэнеджмент" и "Оушн минералз компани", контролируемые главным образом американским капиталом, уже зарегистрировали в США свои заявки на участки морского дна, нимало не сообразуясь с конвенцией и мнением международного сообщества в целом.

Проблема состоит в том, что если даже несколько государств будут продолжать действовать вне конвенции, то во многом окажется утраченной ее основная, принципиальная ценность как документа, устанавливающего всеобщий порядок пользования Мировым океаном и предотвращающего возможные в этой связи споры и противоречия.

Таким образом, отказавшись от конвенции, администрация США вновь продемонстрировала стремление проводить политику диктата и произвола на морях, свое пренебрежение ко всему мировому сообществу.

Смотрите также: