45

ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. Ресурсы Мирового океана - на службу людям

10 декабря 1982 г. была принята и открыта для подписания Конвенция ООН по морскому праву. В тот же день Советский Союз поставил свою подпись под этим документом.

Новая Конвенция определяет правовой режим морских пространств, устанавливает условия эксплуатации живых и минеральных ресурсов Мирового океана и его дна. Конвенция носит всеобъемлющий характер, в ней регламентируются все основные виды деятельности государств по использованию морских пространств и ресурсов.

На сегодняшний день Конвенцию подписали 134 государства и 11 стран ее ратифицировали. Она вступит в силу через год после того, как ее ратифицируют или к ней присоединится не менее 60 государств.

Конвенция является сбалансированным пакетом компромиссных договоренностей, носящих взаимосвязанный и взаимообусловленный характер. Она отражает интересы всех групп государств. Не случайно, что кроме почти всех социалистических и подавляющего большинства развивающихся государств Конвенцию также подписали Франция, Япония, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Греция, Канада и др. СССР и другие государства, отстаивающие принципы мирного сосуществования государств и сотрудничества, выступают за скорейшее вступление Конвенции в силу.

Конвенция исходит из того, что международный район дна за пределами национальной юрисдикции и его ресурсы являются общим наследием человечества (ст. 136). Конвенция требует совместных усилий всех государств по использованию этого района и отвергает односторонние притязания в отношении его ресурсов.

США же, вопреки положениям Конвенции, предпринимают односторонние и сепаратные акции. Так, в 1980 г. США приняли закон о твердых минеральных ресурсах глубоководных районов морского дна. В нем сказано, что разработка и добыча таких ресурсов "представляет собой свободу открытого моря". Однако такая трактовка произвольна, так как не существует ни договорной, ни обычной нормы, которая бы санкционировала подобные действия.

Транснациональные корпорации, объединяющие монополистов США, Англии, ФРГ, Италии и Бельгии, предпочитают не связывать себе руки и не позволяют своим правительствам стать участниками данного договора. Именно США приложили немало усилий для того, чтобы заблокировать завершение разработки Конвенции и пустить под откос результаты многолетних поисков компромисса. В Белом доме прекрасно понимают, что свод правил ставит под контроль доступ транснациональных корпораций к ресурсам морского дна и будет препятствовать их хищническому разграблению.

2 сентября 1982 г. США, Англия, Франция и ФРГ в обход Конвенции заключили "мини-договор" с целью захвата наиболее богатых минеральных ресурсов морского дна. Соглашение "о временных мероприятиях в отношении полиметаллических конкреций глубоководных районов морского дна" ставило целью урегулирование конфликтов из-за участков глубоководного морского дна между компаниями этих держав, которые подали в соответствии с их законодательством заявки на разведку минеральных ресурсов на совпадающих участках.

Конвенция содержит ряд положений, регламентирующих правовой режим территориальных вод, международных проливов и вод государств-архипелагов, экономической зоны континентального шельфа. Многие ее статьи связаны с порядком проведения научных исследований в различных районах Мирового океана, а также с мерами по защите и сохранению морской среды.

Конвенция принята, и сейчас важно обеспечить ее подписание и последующую ратификацию всеми государствами мира. США пытаются помешать работе Подготовительной комиссии для международного органа по морскому дну и Международного трибунала по морскому праву.

Не подписывая Конвенцию и не принимая на себя налагаемые ею обязательства, США хотели бы вместе с тем там, где это отвечает их собственным интересам, пользоваться правами и преимуществами, предоставляемыми Конвенцией. Однако Конвенция является единым и неделимым документом и представляет собой тщательно взвешенный пакет договоренностей. Любые попытки произвольно вырывать из нее одни положения и отбрасывать другие несовместимы с устанавливаемым Конвенцией правопорядком на морях и направлены против интересов других государств и международного сообщества в целом.

М. АВАКОВ, доктор юридических наук, профессор

Смотрите также:

Также вам может быть интересно