Слова "режим наибольшего благоприятствования" и заменяющее их сокращение РНБ все чаще применяются политическими деятелями и средствами массовой информации к советско-американским торгово-экономическим отношениям. Закономерен и читательский интерес, проявляющий себя в редакционной почте и телефонных звонках: "Что стоит за РНБ? Что он нам даст?" Ответить на эти вопросы редакция "АиФ" попросила ответственного секретаря Советско-американской межправительственной комиссии по вопросам торговли О. ТИЩЕНКО.
РЕЖИМ наибольшего благоприятствования в международном праве является одним из важнейших принципов торгово- экономических отношений между различными государствами. Он означает, что каждое из договаривающихся государств обязуется предоставлять другому права, преимущества и льготы, столь же благоприятные, сколь оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству. Наиболее важной областью применения РНБ является таможенный режим (пошлины, налоги и другие сборы).
НЕМНОГО ИСТОРИИ
До 1951 г. Соединенные Штаты автоматически предоставляли РНБ всем странам, включая Советский Союз, вне зависимости от наличия двусторонних соглашений, содержащих положение о его взаимном предоставлении. Такой подход определялся действовавшим тогда Законом США о торговых соглашениях 1934 г.
В 1951 г. под влиянием резкого ухудшения международной обстановки и в связи с началом войны в Корее а закон 1934 г. была включена статья, которая предусматривала прекращение предоставления Р!1Б Советскому Союзу и всем странам, "находящимся под контролем международного коммунизма", что и было немедленно осуществлено по отношению ко всем социалистическим странам (за исключением Югославии).
Закон о торговле 1974 г., которым в настоящее время регулируется вопрос о предоставлении РНБ странам с "нерыночной" экономикой, дает указание президенту США "продолжать отказывать" в предоставлении этого режима странам, которые им ранее не пользовались. Статья 402 этого закона, на которую обычно ссылаются как на "поправку Джексона - Вэника" (по фамилиям ее авторов), дает возможность стране с "нерыночной" экономикой, не имеющей РНБ, получить такой режим только в том случае, если президент США установит, что данная страна разрешает свободную и неограниченную эмиграцию для своих граждан.
В 1972 г. между СССР и США было подписано Соглашение о торговле, предусматривающее предоставление Советскому Союзу РНБ. Однако это соглашение СССР отказался ввести в действие, полагая, что поправка Джексона - Вэника направлена на вмешательство во внутренние дела СССР.
Во время советско-американской встречи в верхах в Вашингтоне в мае-июне 1990 г. между СССР и США было подписано новое торговое соглашение, статья 1 которого предусматривает взаимное предоставление РНБ. Введение в действие данного соглашения американская сторона увязала с принятием в СССР закона о въезде и выезде. В настоящее время это условие нами выполнено (закон принят 20 мая с. г.), и президент США направил соглашение на одобрение конгресса.
ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ?
Советский экспорт в США сравнительно невелик (в 1990 г. - 556 млн. руб. при импорте в 2154 млн. руб.). Он состоит главным образом из драгметаллов, нефти и нефтепродуктов, аммиака, водки. Его структура сложилась под влиянием отсутствия РНБ, поскольку, согласно американскому таможенному тарифу, ввозные пошлины повышаются в зависимости от степени обработки импортируемого товара. Вследствие этого поставки многих советских товаров в США при отсутствии РНБ лишены экономического смысла. Так, на металлорежущие станки, при существующем почти для всех стран тарифе 6-10%, для Советского Союза применяется ставка до 45%, на горношахтное оборудование - соответственно 4% и 33%, подшипники - 10% и 67%.
Для СССР в случае получения РНБ экономический эффект на первых порах будет относительно невелик - "прибавка" в 20-40 млн. долларов в год (без изменения структуры нашего экспорта). В дальнейшем этот эффект может значительно возрасти, что, по мнению экспертов, позволит быстро довести объем товарооборота между обеими странами до 10 млрд. долларов в год.
Вместе с тем планируемое в настоящее время американской стороной предоставление РНБ СССР на временной основе (на 1 год) и на условиях поправки Джексона - Вэника не дает достаточной уверенности советским и американским деловым кругам в возможности расширения взаимовыгодных коммерческих связей на перспективу.