1496

Глава 3. Главные органы Организации Объединенных Наций

Генеральная Ассамблея

Это главный совещательный орган ООН. Решения, принятые Ассамблеей, не являются юридически обязательными для исполнения, но за ними стоят мировое общественное мнение по важным международным вопросам, а также авторитет мирового сообщества. Ассамблея состоит из представителей всех государств-членов, каждое из которых имеет один голос. Решения по важным вопросам (мир, безопасность, бюджет) принимаются, если число голосов не менее 2/3 от числа участников (по другим вопросам достаточно простого большинства).

Сессии (т.е. заседания) Генеральной Ассамблеи проходят ежегодно осенью. В случае необходимости могут созываться специальные и специальные чрезвычайные сессии.

В начале каждой сессии Ассамблеи проходят общие прения (обмен мнениями), в которых принимают участие главы государств и правительств. Они высказывают суждения по широкому кругу международных проблем. Большинство из поднятых вопросов обсуждаются или отдельно, в специальных комитетах, или на пленарных (т.е. с участием всех членов) заседаниях Генеральной Ассамблеи.

Совет Безопасности

Совет Безопасности, согласно Уставу, несет главную ответственность за поддержание мира во всем мире. Он состоит из пяти стран, победивших во Второй мировой войне, постоянных членов Совета (Российская Федерация, Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Китай и Франция), а также десяти членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок.

Совет Безопасности - постоянно действующий орган ООН. Его могут созвать в любой момент, когда появится необходимость. Постоянные члены Совета имеют право вето. Иными словами, решение не будет принято, если хотя бы один из постоянных членов проголосует против. Это очень важно прежде всего потому, что Совет Безопасности - это главный орган ООН, который отвечает за обеспечение мира. Во-вторых, это единственный орган, решения которого являются обязательными для исполнения всеми государствами, являющимися членами ООН.

У Совета Безопасности - широкие полномочия. Он может разбираться в любом споре, любой ситуации, которые осложняют международные отношения, может посоветовать, как эти споры разрешить, может призвать членов Организации к применению экономических или других мер для прекращения агрессии со стороны какого-то государства. Рекомендация Совета служит основанием для принятия новых членов и исключения тех, кто входит в ООН. Может Совет рекомендовать Генеральной Ассамблее и кандидатуру Генерального секретаря и вместе с Ассамблеей избирать судей Международного Суда.

Когда в каком-нибудь уголке планеты нарушается мирная жизнь, Совет Безопасности рекомендует сторонам достичь согласия, не прибегая к оружию. Но если спор перерастает в военный конфликт, Совет дает указания о прекращении огня. Миротворческие силы ООН могут быть направлены в зону конфликта, чтобы наблюдать за выполнением этого указания и создавать условия для мирных переговоров. Так поступили миротворцы, например, в бывшей Югославии (среди них были и российские воины).

Экономический и Социальный Совет

Что такое благополучие страны и конкретного человека? Это стабильная экономическая ситуация и помощь тем, кто в ней нуждается. Прекрасно, если государства сотрудничают в этой области. Налаживание такого сотрудничества - задача ООН и ее Экономического и Социального Совета. Он предлагает Генеральной Ассамблее рекомендации по экономическому развитию, экологическим проблемам, правам человека и другим вопросам. Кроме того, он координирует работу комиссий и специализированных учреждений, таких как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ) и др.

Экономический и Социальный Совет каждый год в течение пяти недель заседает поочередно в Нью-Йорке и в Женеве. Чтобы обсудить важнейшие проблемы, на одно из заседаний приглашаются министры и другие высокие должностные лица стран-членов ООН. Все остальное время работа Совета проходит в его комиссиях и комитетах.

Совет по Опеке

Под пристальным вниманием ООН находятся так называемые подопечные территории. Это бывшие колонии, принадлежавшие различным государствам мира. Для заботы о них создан Совет по Опеке, цель которого - улучшить положение населения этих территорий, содействовать их развитию, а также помочь стать независимыми или самоуправляемыми.

Сначала таких территорий было одиннадцать, сейчас одни из них стали независимыми государствами, другие присоединились к соседним странам. Последней из таких территорий, ставших независимыми, были Тихоокеанские острова (Палау). Однако Устав ООН поднимает вопрос и о других несамоуправляющихся территориях, не вступивших в систему Опеки. Декларация о деколонизации требует от государств-членов ООН, управляющих такими территориями, чтобы они признавали "интересы населения этих территорий первостепенными" и считали содействие их благополучию своим "священным долгом". По состоянию на 1997 г. несамоуправляющимися числится 17 территорий.

------------------------------------

Это интересно

До второй мировой войны в колониях и подмандатных территориях проживало около одной трети населения Земли. Япония, Германия и Италия владели обширными районами Китая, Юго-Восточной Азии, Африки. После поражения во второй мировой войне эти страны лишились не только колоний, но и части своих территорий. Страны-победительницы (Англия, Франция) тоже утратили колониальные владения, но процесс деколонизации растянулся на десятилетия. Важным событием стало предоставление независимости крупнейшим азиатским странам Индии и Пакистану в августе 1947 г. В 1956 г. незавимость получили Марокко и Тунис. В 1951 г. Ливия, в 1960 г. Сомали стали независимыми. Прежние колонии в Африке сначала были взяты под опеку ООН. Деколонизация в Африке проходила очень тяжело, страны-колонизаторы не торопились расставаться со своими владениями. Африканские государства тоже боролись между собой за эти территории, и все это происходило на фоне расовых и межплеменных конфликтов.

------------------------------------

Совет по Опеке собирается по мере необходимости.

Благодаря опеке ООН удалось сохранить жизни миллионам беженцев, спасающихся от диктаторских режимов, религиозных и межплеменных распрей.

Международный Суд

Главным органом ООН по разрешению споров является Международный Суд. В него могут обращаться все государства-члены, а также государства, не входящие в ООН, но подписавшие Статут (Устав) Суда, как это сделали, к примеру, Швейцария и Нуару. Частные лица в этот Суд обращаться не могут.

Заключения по любому юридическому вопросу могут запрашивать у Суда Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности. Другие органы ООН могут это делать с разрешения Генеральной Ассамблеи.

Суд состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на девять лет. В его составе не может быть двух граждан из одной и той же страны.

Обычно Суд проводит заседания в полном составе (пленарные), но и решения, принятые камерно (меньшим количеством участников), считаются вынесенными Судом в полном составе.

Со времен основания в 1946 г., в Международный Суд поступило 75 обращений со стороны государств и 22 обращения за консультациями от международных организаций. Но на самом деле его деятельность гораздо шире и включает в себя, например, разработку правовой структуры охраны окружающей среды, обеспечения мирного использования пространства, регулирования использования труда мигрантов, борьбу с оборотом наркотиков, борьбу с терроризмом и многое другое.

Располагается Международный Суд в Гааге (Нидерланды).

Секретариат

Секретариат - это международный персонал (8.600 человек из 170 стран мира), работающий во всех уголках планеты и выполняющий разнообразные функции. Его возглавляет Генеральный секретарь, назначаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на пять лет. Он может быть избран и на новый срок. С 1 января 1997 г. на этом посту работает Кофи А. Аннан (Гана).

Секретариат - один из главных органов ООН. Секретариат информирует прессу и телевидение о работе ООН; организует международные конференции по проблемам мирового значения; переводит на другие языки документы и выступления участников, следит за выполнением решений органов ООН.

Особо следует сказать о роли Генерального секретаря. Согласно Уставу, это "главное административное должностное" лицо, хотя на самом деле его обязанности гораздо шире. Он дипломат и активный политик, миротворец и правозащитник. Его личность - символ Организации Объединенных Наций, провозглашаемых ею принципов.

Генеральный секретарь информирует Совет Безопасности о проблемах, которые мешают установлению мира между народами. Но самостоятельно, без ведома Совета, он не может принимать решения по глобальным вопросам.

Заканчивая разговор о главных органах ООН, необходимо сказать: бюджет Организации состоит из взносов государств-членов. Их величина определяется платежеспособностью стран и утверждается Генеральной Ассамблеей. Именно поэтому взносы одних стран (например, США) составляют четверть бюджета ООН, а других - 0,001% (взнос России - 2,873%).

Смотрите также:

Также вам может быть интересно