Примерное время чтения: 11 минут
95

ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ. В духе Хельсинки

Позиция СССР в области укрепления доверия и контактов между людьми

В принятой XXVII съездом партии новой редакции Программы КПСС указывается, что "партия будет последовательно добиваться того, чтобы начатый по инициативе и при активном участии Советского Союза процесс укрепления безопасности, доверия и мирного сотрудничества в Европе развивался и углублялся...".

Сотрудничество в гуманитарной области, как отмечалось на съезде, в том числе в решении вопросов воссоединения семей, заключения браков, развития контактов между людьми и организациями, рассматривается наряду с достижениями прогресса в военной, политической и экономической областях как одна из основ всеобъемлющей системы международной безопасности.

В ПЕРИОД, истекший после подписания Заключительного акта, наше государство осуществило целый ряд мер законодательного и административного характера, направленных на достижение целей, провозглашенных в Хельсинки.

В 1977 г. в новой Конституции СССР были закреплены все 10 принципов, которыми государства-участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) договорились руководствоваться во взаимных отношениях. Соответственно обновилось и законодательство, в той или иной мере затрагивающее сферу контактов между людьми; Закон о гражданстве СССР от 1 декабря 1979 г., Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г., Закон о Государственной границе СССР от 24 ноября 1982 г., Правила пребывания иностранных граждан в СССР и Правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию СССР, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 10 мая 1984 г. Ряд существенных изменений, в том числе с учетом наших международных обязательств, внесен в Основы гражданского, брачно- семейного законодательства СССР и соответствующие им республиканские кодексы.

Что делается для развития контактов

Особое значение для облегчения и развития контактов между людьми в свете положений Заключительного акта имеет Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР от 1981 г. Согласно этому закону, постоянно проживающие в СССР иностранцы практически полностью приравниваются к гражданам СССР в сфере трудовой деятельности, отдыха, охраны здоровья, социального обеспечения, получения жилья и образования. Большинством из этих прав обладают и временно находящиеся в СССР иностранные граждане.

В соответствии с положением Заключительного акта в Советском Союзе был принят ряд мер, направленных на упрощение процедур оформления въездов в СССР и выездов из него. В частности, вдвое сокращены сроки, в течение которых рассматриваются заявления о въезде и выезде. На 50% уменьшена ставка государственной пошлины за оформление документов на частные выезды за границу, местным финансовым органам предоставлено право с учетом материального положения граждан освобождать их полностью или частично от уплаты государственной пошлины. Лица, не достигшие 16-летнего возраста, полностью освобождены от уплаты такой пошлины.

Вдвое сокращен срок, после которого возможен пересмотр отрицательных решений: а настоящее время по просьбе заявителя его ходатайство о выезде за границу может быть рассмотрено вновь через 6 месяцев; отменена уплата государственной пошлины при рассмотрении повторных ходатайств. Упрощена сама процедура оформления выезда из СССР; в частности, сокращено число документов, которые необходимо представлять для оформления выезда, упрощены таможенные формальности, связанные с вывозом вещей и предметов домашнего обихода, в том числе длительного пользования.

Все эти действия, предпринятые Советским Союзом в одностороннем порядке, существенно облегчат контакты на основе семейных связей и поездки по личным или профессиональным причинам. Этому же содействует и такое административное решение, как отмена виз для лиц, путешествующих на советских и иностранных судах, при сходе на берег в портах круиза, а также для иностранных авиапассажиров при прямом транзите.

Действия нашего государства, направленные на облегчение и развитие контактов, не ограничиваются только мерами одностороннего порядка. Важным вкладом в развитие контактов явились межправительственные соглашения, заключенные СССР с рядом социалистических стран - участниц СБСЕ, об упрощении порядка пересечения государственных границ гражданами, проживающими в приграничных населенных пунктах. Эти соглашения позволяют советским и иностранным гражданам осуществлять контакты на основе семейных связей, поездки по частным делам с целью обручения, регистрации брака, для участия в различных торжествах, получения врачебной помощи и по другим личным мотивам.

С рядом государств заключены соглашения о взаимных безвизовых поездках, о дальнейшем сокращении сроков выдачи виз, о многократных визах, о транзитном проезде, а также по консульским вопросам. Среди этих государств - Франция, Италия, Бельгия, Канада и некоторые другие.

Советский Союз исходит из того, что в наше время разнообразные контакты и обмены между народами и отдельными людьми являются естественным процессом. Ежегодно в таких контактах и обменах участвуют миллионы советских граждан.

Не эмиграция, а воссоединение семей

При этом речь, естественно, идет о взаимных, двусторонних контактах и поездках, а не об эмиграции. В Советском Союзе - и это должно быть всем ясно - отсутствуют социальные и национальные причины, порождающие эмиграцию. У нас нет безработицы, Советская Конституция гарантирует социальные, политические и культурные права всем гражданам в равной степени, в том числе гражданам всех национальностей (а у нас их более 100). Можно напомнить, что в СССР законодательно запрещена проповедь расовой и национальной ненависти или исключительности.

Выезд граждан из СССР на постоянное жительство за рубеж связан главным образом с такими проблемами, как воссоединение разрозненных семей и браки с иностранцами. Однако нельзя только к этому сводить всю большую и многообразную проблему контактов между людьми. Удельный вес такого рода случаев в общем объеме контактов очень невелик. За последние годы более 30 тыс. советских граждан вступили в браки с иностранцами, и примерно половина из них, т. е. около 15 тыс., беспрепятственно выехали со своими супругами на постоянное жительство в другие страны.

Проблема воссоединения семей касается у нас в основном тех нескольких национальностей, среди которых в силу исторических причин, и особенно в результате второй мировой войны, некоторые семьи оказались разрозненными, близкие родственники оказались разбросанными по разным странам. В порядке воссоединения семей из СССР выезжали главным образом евреи, немцы, испанцы, греки и представители ряда других национальностей. С другой стороны, в Советский Союз въехали по той же причине многие семьи армян, украинцев и представителей других национальностей.

В целом за последние десятилетия въехали на постоянное жительства и получили советское гражданство более 300 тыс. человек и примерно такое же количество людей выехало из СССР на постоянное жительство в зарубежные страны. Понятно, что постепенно объем таких въездов и выездов сократился, большинство разрозненных семей воссоединилось, и сегодня масштабы этой проблемы уже несравненно меньше, чем в первые послевоенные десятилетия. Правда, по сей день в западных средствах массовой информации появляются какие-то астрономические, взятые с потолка цифры якобы желающих выехать из СССР людей для воссоединения семей.

Вместе с тем хотелось бы напомнить, что ни в рамках национальных законов государств-участников, ни в документах СБСЕ или документах, принятых в более широких рамках международного сотрудничества, не предусматривается, что вопросы выезда на основе семейных связей должны решаться автоматически. Напротив, целый ряд международных документов, начиная со Всеобщей декларации прав человека и кончая хельсинкским Заключительным актом и итоговым документом мадридской встречи, говорит об обратном. Там подчеркивается, в частности, неразрывная связь между правами и обязанностями граждан. С наличием такой связи приходится считаться каждому государству, которое заботится о своих гражданах, о безопасности страны и народа, уважает свои собственные законы и требует, чтобы с ними считались другие.

Естественно поэтому, что могут быть случаи отказа по тем или иным причинам в разрешении на выезд. Они могут и будут иметь место, пока сохраняется военное противостояние, пока государства охраняют свои военные или научно-технические секреты, пока существует преступность. И, наконец, пока общество не сможет полностью брать на себя заботу о детях или престарелых родителях тех лиц, которые желают выехать по семейным причинам, но обязаны по законам своей страны заботиться о своих малолетних или престарелых родственниках.

Если все государства-участники СБСЕ признают объективную необходимость таких ограничений и не будут делать их предметом спекуляций, то тогда создадутся условия успешного сотрудничества в области контактов на основе семейных связей с должным учетом всех соответствующих положений Заключительного акта и итогового документа мадридской встречи.

Участники международных встреч - миллионы

При всем значении контактов не основе семейных связей они, как правило, остаются хотя и важным, но все же частным случаем, затрагивающим интересы сравнительно небольшой категории людей. Между тем делу укрепления дружественных отношений и доверия между народами в неизмеримо большей степени способствуют разнообразные контакты, в которые вовлечены миллионы людей, - связи между женскими и молодежными организациями, туризм, спортивные соревнования, контакты между деятелями культуры, науки и образования, общественными организациями. Особенно большое значение имеют контакты между самыми массовыми организациями - профсоюзами и трудовыми коллективами, представляющими десятки миллионов простых людей.

Наиболее массовым каналом контактов между людьми является туризм. За десятилетие после Хельсинки число иностранных туристов, посещающих СССР, возросло по сравнению с предыдущим десятилетием на 30-40%. Расширилась география иностранного туризма в СССР. В настоящее время наши зарубежные гости могут посетить все 15 союзных республик. В ближайшие годы планируется существенно расширить материальную базу иностранного туризма, строятся новые дороги, много гостиниц и т. п. Советские молодежные организации осуществляют контакты и обмен с 2 тыс. молодежных и студенческих организаций 150 стран, включая все страны СБСЕ. С целым рядом молодежных организаций из этих стран заключены соглашения о сотрудничестве и обменах. Советские молодежные организации участвуют и в многостороннем молодежном сотрудничестве, они внесли вклад в создание в 1980 г. общеевропейской структуры сотрудничества молодежи и студентов.

Нельзя не упомянуть о том, что в нашей стране существует, причем уже 60 лет, специальная массовая организация по развитию дружеских связей и контактов - это Союз обществ дружбы и культурных связей с народами зарубежных стран. Его отделения имеются во всех республиках и крупных городах, в его деятельности принимают участив многие миллионы советских людей, а также приезжающие в СССР иностранные граждане.

Контакты и обмены в области спорта наша страна осуществляет более чем со 100 государствами. Наиболее разветвленные и стабильные связи в области спорта у нас, естественно, с социалистическими странами. Но и со многими западными странами эти связи имеют довольно широкий характер. За период после Хельсинки были подписаны или продлены долгосрочные соглашения о спортивном сотрудничестве с 17 западными странами-участницами СБСЕ.

Сколько бы мы ни провозглашали свое стремление к развитию контактов между людьми, эти контакты никогда не станут по- настоящему массовыми, если в рамках общеевропейского процесса не будет уделяться особое внимание контактам и обменам по линии профсоюзных, женских, молодежных, спортивных и других организаций, имеющих дело с миллионами людей. Между тем к развитию этих самых массовых и поэтому самых важных контактов некоторые западные партнеры, подписавшие Заключительный акт, относятся весьма прохладно.

Кто мешает контактам

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе и принятый им Заключительный акт явились следствием разрядки международной напряженности, достигнутой благодаря усилиям многих государств. С разрядкой связаны все направления многостороннего межгосударственного сотрудничества, закрепленные в Заключительном акте. Это в полной мере относится к сотрудничеству в гуманитарных областях, договариваясь о котором государства участники провозгласили желание и впредь прикладывать по мере развития разрядки усилия с целью дальнейшего прогресса в этой области. Действия же, направленные на подрыв разрядки, оказывают весьма негативное влияние на хельсинкский процесс. Только что мир стал свидетелем вопиющего факта открытого государственного терроризма, когда одна из стран-участниц СБСЕ, США, совершив варварское нападение на Ливию, грубо нарушила дух и букву хельсинкского Заключительного акта, включая конкретные обязательства по вопросам безопасности и сотрудничества в Средиземном море. Такие противозаконные действия встречают всеобщее осуждение и не могут не влиять самым отрицательным образом на отношения между государствами- участниками и на весь процесс сотрудничества в целом. Гонка вооружений, посягательства на суверенные права народов, дискриминационная политика в области экономических и научно-технических связей, пропагандистские кампании против других государств также не могут не сказываться отрицательно на всех сферах сотрудничества.

Несмотря на то, что ветры антиразрядки весьма основательно раскачали корабль участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, он по-прежнему на плаву. 35 матросов на его борту не должны забывать, что от них всех в немалой степени зависит судьба этого корабля и его пассажиров.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно