Примерное время чтения: 6 минут
83

ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. ТЕЛЕАГРЕССИЯ ИЗ КОСМОСА (часть 2)

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ вместе со странами социалистического содружества всегда выступал за создание стройной системы международно-правовых норм, регулирующих принципы непосредственного телевещания (НТВ) и основывающихся на строжайшем уважении государственного суверенитета больших и малых стран, выдвигал идею закрепления этих норм в многосторонних и двусторонних документах.

Именно наша страна предложила зафиксировать такого рода нормы и принципы в специальной международной конвенции, проект которой был представлен на рассмотрение ООН в 1972 г. Основные положения советской позиции были сформулированы следующим образом: "Признаются противоправны ми и влекущими международную ответственность передачи на другие государства, осуществляемые без явно выраженного на то согласия последних, передачи, наносящие ущерб делу поддержания международного мира и безопасности, представляющие вмешательство во внутренние дела государств, посягающие на основные права человека, содержащие пропаганду насилия и ужасов, подрывающие устои местной цивилизации и культуры, дезинформирующие население".

Важнейшие формулировки советского проекта вошли в текст принятой на сессии резолюции и оказали решающее влияние на формирование позиции подавляющего большинства государств - членов международного сообщества. Единственной делегацией, голосовавшей на XXVII сессии ГА ООН против этой резолюции, была делегация США.

"ПАКС АМЕРИКАНА" В КОСМОСЕ

Американские представители в Комитете ООН по космосу, его юридическом подкомитете неоднократно прибегали к различным маневрам, для достижения своей главной цели: сорвать или затормозить работу над международно-правовыми принципами использования спутников НТВ и, таким образом, поставить международное сообщество перед свершившимся фактом. Главным камнем преткновения в работе Комитета стало сопротивление делегации США включению в текст будущей Конвенции принципа предварительного согласия государств на ведение НТВ на их территории.

По мнению делегации США, право государств контролировать поступающую на их территорию информацию несовместимо-де с американской конституцией. По существу, это наглая попытка заставить другие народы рассматривать конституцию США как некий наднациональный закон. Подоплека позиции США ярко выявилась в рассуждениях представителя США в специальном политическом комитете ГА ООН Ч. Лихтенстайна. Он заявил, что любой принцип, требующий, чтобы американские телестанции получали предварительное согласие правительств других стран на спутниковые трансляции, был бы нарушением обязанностей США по отношению к аудитории, для которой предназначены эти передачи.

ПРИНЦИПЫ НТВ И БЕСПРИНЦИПНОСТЬ ЗАПАДА

Стремясь преодолеть создавшийся по вине американцев тупик в работе Комитета ООН по космосу, авторы компромиссного проекта ряда развивающихся стран, поддержанные Советским Союзом, передали его на голосование ГА ООН. 10 декабря 1982 г. Генассамблея 107 голосами против 13 и при 13 воздержавшихся приняла резолюцию, содержащую текст принципов НТВ. Против голосовали делегации США, Великобритании, ФРГ, Японии, Италии, Израиля и некоторые другие.

Резолюция закрепила принцип, в соответствии с которым НТВ на иностранное государство может осуществляться лишь на основе соглашений или договоренностей с этим государством, т. е. на основе его ясно выраженного согласия. В ней содержатся важные положения о необходимости уважать суверенные права государств, о совместимости деятельности в области НТВ с развитием взаимопонимания и укреплением дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами и народами в интересах поддержания мира и всеобщей безопасности. В числе одобренных ГА ООН принципов - применимость к непосредственному телевещанию международного права, включая Устав ООН, ответственность государств за деятельность в области НТВ, необходимость мирного разрешения возникающих споров и некоторые другие.

Принятие ГА ООН принципов НТВ было с удовлетворением воспринято подавляющим большинством членов международного сообщества. Вместе с тем не может не настораживать линия ряда ведущих стран Запада, и в первую очередь США, по отношению к этому важнейшему документу ООН. Об отсутствии у этих стран желания придерживаться в своей практической деятельности принципов НТВ, содержащихся в резолюции ООН 37/92, открыто заявляет, в частности, специализированная пресса на Западе. Так, издающийся в Англии журнал "Спейс коммьюникейшн энд бродкастинг" в июне 1984 г. писал о том, что резолюция представляет собой лишь рекомендацию и, в отличие от конвенции или договора, не имеет-де обязательной юридической силы, по крайней мере для тех, кто голосовал против нее, т. е. именно тех государств Запада, которые ныне форсируют внедрение НТВ. В американской печати приводились ссылки на предвыборный документ республиканской партии США, где говорится: "Мы будем придерживаться нашей позиции (т. е., по существу, позиции пренебрежения к мировому общественному мнению, к международному праву, к международным организациям. - Авт.) и в отношении вмешательства ООН в использование космоса..."

СОБЛЮДАТЬ ДОГОВОРЫ

Следует подчеркнуть, что принятые международным сообществом принципы НТВ - далеко не единственный документ международного права, призванный регулировать вещательную практику государств. Помимо того, что на спутниковое вещание, как и на любую другую область человеческой деятельности, распространяется действие многочисленных общепризнанных международно-правовых документов, и в первую очередь Устава ООН, существуют также и некоторые специальные договоренности, регулирующие этот конкретный вид деятельности государств в космосе.

В первую очередь здесь следует назвать Договор по космосу от 1967 г., в преамбуле которого указывается на применимость к космическому пространству - т. е. вещанию со спутников - резолюции 110 (II) ГА ООН от 3 ноября 1947 г., ставящей вне закона пропаганду новой войны и ее поджигателей осуждающей ведение враждебной делу мира информационной деятельности, способной нанести ущерб сотрудничеству народов. С полным правом к деятельности государств в области НТВ может быть отнесено содержание Статьи IX Договора, обязывающей государства осуществлять свою деятельность в космосе "с полным учетом соответствующих интересов всех других государств-участников", и Статьи VI, предусматривающей "международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве", в том числе деятельность, осуществляемую неправительственными юридическими лицами.

Задаче установления четкого правопорядка в деле применения государствами телесигналов из космоса служит также принятая в 1972 г. ЮНЕСКО Декларация руководящих принципов по использованию вещания через спутники для свободного распространения информации, развития образования и расширения культурных обменов. Статья 1 этого документа подчеркивает, что "поскольку использование космического пространства определяется международным правом, развитие вещания через спутники должно регламентироваться принципами и нормами международным правом, в частности Уставом ООН и Договором по космосу".

Готовя вывод в космос своих инструментов радио-, а теперь и телевойны против СССР и стран социалистического содружества, "космических" орудий обработки - умов в глобальном масштабе. Вашингтон обязан задумываться о реакции мирового общественного мнения на эти замыслы поборников "электронного империализма".

Окончание. Начало см. "АиФ" N 11.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно