Раковая рыбка

   
   

В Россию запрещён ввоз латвийских шпрот. В них действительно полно канцерогенов или это очередная продуктовая война?

ТЕ, КТО привык во всём видеть политический подтекст, уже злорадно вспоминают анекдот, сочинённый во время запрета грузинских и молдавских вин: "Геннадий Онищенко купил в магазине банку шпрот. Латвия замерла в тревожном ожидании".

НО ГОСПОДИН Онищенко на этот раз оказался ни при чём. Как нам сообщили в Роспотребнадзоре, "постановления о запрете продажи шпрот в России не было, а проверки их качества проводятся только в плановом порядке. Правда, ещё в сентябре отдельные партии шпрот и других рыбных консервов изымались из продажи в Калининграде и Санкт-Петербурге, но делалось это по заявлению латвийских властей, добровольно сообщивших нам о поставке рыбы с большим содержанием канцерогенного бензопирена". Но дыма без огня не бывает. В Россию запрещено ввозить рыбные консервы двух латвийских производителей - компаний "Гамма-А" и "Бривайс Вильнис". Это решение принято в Россельхознадзоре, а не в ведомстве г-на Онищенко.

"Сейчас в Латвии проводится проверка предприятий, выпускающих рыбопродукты, - рассказывает Алексей Алексеенко, зам. начальника отдела Россельхознадзора. - Уже проинспектировано 46 таких производств, из них аттестовано 27, не аттестовано 17, результаты инспекции по двум остальным ещё анализируются. Вполне возможно, будут и новые запреты".

Как это ни странно, но первыми войну латвийским шпротам объявили не россияне, а прибалтийские братья. Ещё в августе в Эстонии нашли большие дозы бензопирена в шпротах всё той же "Гаммы-А", а также в продукции Зентенского и Вентспилсского рыбных комбинатов и фирмы "Сайва 1". Потом канцерогенная "начинка" была обнаружена в этих же шпротах в Словакии и Германии.

Тогда Продовольственно-ветеринарная служба Латвии сразу известила об опасной продукции все страны, куда она поступила, включая и Россию. Чиновники не отрицали, что существуют серьёзные проблемы с производством шпрот и прочих копчёных рыбных консервов. Концентрация бензопирена в них зависит от многих технологических факторов, и её можно уменьшить, фильтруя дым, увеличивая расстояния между огнём и рыбой, а также своевременно промывая коптильные печи. А некоторым производителям вообще требуется их заменить.

Но теперь, когда Россия запретила ввоз рыбных консервов, многие стали разыгрывать политическую карту. "Играть в политику удобно, но на самом деле многие предприятия не смогли навести порядок на производстве", - объясняет А. Алексеенко.

А некоторые производители пытаются даже "отмыть чёрного кобеля добела", утверждая, что бензопирен не столь вреден и любые копчёности, в которых он тоже есть, гораздо опаснее шпрот. Это не так - нам удалось достать результаты сравнительного исследования содержания бензопирена в разных продуктах, проведённого Минздравом Эстонии ещё в 2000 году - уже тогда занимались этим канцерогеном. Шпроты и шпротный паштет в этом антирейтинге - безусловные лидеры (см. рисунок).

А пока у нас можно свободно купить латвийские шпроты. В первом же магазине мы сразу обнаружили широкий ассортимент рыбных консервов "Гаммы-А", чья продукция запрещена к ввозу в Россию. "Наверняка они поступили в страну ещё до запрета, - прокомментировал нам находку А. Алексеенко. - Наше ведомство может только запретить их импорт, но не продажи в магазинах - этим занимается Роспотребнадзор". Интересно, что скажет г-н Онищенко?

Смотрите также: