Визит: Президент перекроил Европу

   
   

ПЕРЕГОВОРЫ о постройке нефтепровода из Бургаса в Александруполис начались 12 лет назад. Однако уверенности, что они когда-нибудь закончатся, не было даже за несколько дней до встречи В. Путина с премьер-министрами Болгарии и Греции С. Станишевым и К. Караманлисом. Накануне в Афины нагрянула представительная американская делегация - по слухам, добиваться срыва переговоров.

ВО-ПЕРВЫХ, трансбалканский нефтепровод (его пропускная способность составит 35-50 млн. тонн нефти в год) позволит России увеличить поставки - без проамериканских посредников - не только в Евросоюз, но и на другие мировые рынки. Сегодня около 70 млн. тонн нефти таким образом уже поставляется из порта Приморск под Питером. Но большая часть "чёрного золота" по-прежнему идёт на Запад из Новороссийска через узенькие турецкие проливы (своей очереди на проход танкеры дожидаются по месяцу), а также через Украину и Белоруссию.

Во-вторых, новый нефтепровод составит конкуренцию и уже действующей трубе Баку - Тбилиси - Джейхан, и только планируемым проектам по доставке каспийской нефти к средиземноморским портам в обход России. Планы конкурентов могли серьёзно снизить и влияние Москвы в стратегически важном регионе, и её место в мировой энергетической табели о рангах.

Подписав соглашение, лидеры буквально светились от счастья. "Болгария и Греция появляются на мировой энергетической карте, - рассказывал г-н Караманлис. - Это новые рабочие места, это приток инвестиций..." "Это плата за транзит нефти", - продолжил "загибать пальцы" уже г-н Станишев. При этом Болгария и Греция получают бесперебойный источник энергоресурсов. "В этом проекте заинтересован и весь мировой энергетический рынок, - развил тему В. Путин. - Это даёт возможность подумать о расширении поставок из Каспийского региона. А значит, в этом заинтересованы и стороны, которые добывают там нефть: американские, казахстанские компании, Азербайджан..." По крайней мере Казахстан уже присматривается к роли одного из акционеров нового нефтепровода.

Между тем в Афины В. Путин прилетел из итальянского города Бари, где во время российско-итальянских переговоров также было подписано несколько важных соглашений. Например, об охране интеллектуальной собственности в сфере военно-технического сотрудничества. Один из совместных проектов - строительство неядерных подводных лодок. Глава ОАО "РЖД" В. Якунин обещал воспользоваться итальянским опытом строительства скоростных железных дорог. По его словам, скорость 250 км в час в 2008 г. будет достигнута на направлении Москва - Санкт-Петербург. Глава "Росатома" С. Кириенко договорился о совместной работе с итальянской компанией "Энел" и строительстве АЭС в других странах. Протокол о сотрудничестве в ещё одном большом проекте подписал глава Минпромэнерго В. Христенко. Речь идёт о детище компании "Гражданские самолёты Сухого" - региональном лайнере "Суперджет".

Не исключено, что одним из первых маршрутов, на котором появятся эти самолёты, будет как раз регулярный рейс Москва - Бари. В одной из церквей города, как известно, хранятся мощи одинаково почитаемого и католиками, и православными святителя Николая Чудотворца. Своё маленькое чудо к визиту В. Путина взялся сотворить мэр Бари, пообещав сделать город самым "русским" в Италии. Русской православной церкви вернули во владение землю вокруг старинного местного православного храма и часть его помещений, которые церковь потеряла после Октябрьской революции.

Смотрите также: