Очередной саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) окончился новыми договорённостями, старыми проблемами и одной "войной".
НА 7-ю по счёту встречу лидеры России, Китая, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии настраивались в среду вечером в киргизской юрте. Хозяин саммита - президент Киргизстана К. Бакиев - потчевал гостей бешбармаком, а В. Путин рассказывал, что в юрте на днях даже жил (см. с. 8). Вспоминали, как некоторые из присутствующих лично в середине 90-х договаривались о "мерах по укреплению доверия" - определении границ между Китаем и республиками бывшего СССР и отводе от них войск. В 2001-м в китайском Шанхае организация получила официальный статус и название, а лидеры договорились о совместном противодействии сепаратизму, терроризму и экстремизму. Теперь очередь дошла и до экономики.
ОДНИМ из самых громких проектов может стать создание предложенного Н. Назарбаевым энергетического клуба, а в будущем и энергетической биржи ШОС. Об этом было объявлено на официальном заседании в Бишкеке в присутствии специального гостя встречи - президента богатого на газ Туркменистана Г. Бердымухаммедова. Однако другие проекты, например строительство железной дороги Китай - Узбекистан - Киргизстан, напоминают: в богатой ресурсами Центральной Азии Россия и Китай не только партнёры, но и конкуренты. На приватной встрече с К. Бакиевым В. Путин напомнил о недавнем решении российского правительства инвестировать в экономику Киргизии до 2 млрд. долларов.
Во время официального заседания на поверхности оказалась ещё одна щекотливая тема. Обделённые водой Узбекистан и Казахстан настаивают на "аудите" водных проектов Таджикистана, который (кстати, с помощью России) собирается строить гидроэлектростанцию. Однако по окончании встречи стало ясно: главной темой для обсуждения и сотрудничества остаётся безопасность.
На следующий день лидеры отправились под российский Челябинск, где прошли совместные учения "Мирная миссия - 2007".
На фоне колонны уползающей с полигона техники В. Путин в ответ на вопрос о превращении ШОС в военно-политический блок, противостоящий НАТО, заявил: "Это не соответствует действительности".
Позже президент сообщил, что боевое дежурство возобновила российская стратегическая авиация. Её полёты были прерваны в 1992 году. "К сожалению (тогда. - Ред.), нашему примеру последовали не все. Это создаёт определённые проблемы для обеспечения безопасности Российской Федерации". Теперь же в небо поднялось сразу 20 стратегических бомбардировщиков и самолётов обеспечения. Дежурство, как пояснил президент, теперь будет постоянным. "Прежде всего в зонах активного судоходства и экономической деятельности России. Мы исходим из того, что наши партнёры отнесутся к этому с пониманием".
Видимо, в первую очередь "партнёры" должны понять, что возобновление таких полётов неслучайно совпало с совместными антитеррористическими учениями и заявлениями лидеров о том, что ШОС будет активнее влиять на ситуацию в Азиатском регионе.
"Медведь" летит в Атлантику!
РОССИЙСКАЯ стратегическая авиация - это бомбардировщики Ту-95 МС (в НАТО его называют "Медведь" - на вооружении с 1957 года, выпущено 63 штуки) и Ту-160 "Чёрный Джек" (на вооружении с 1987 года, выпущено 15 штук). Самолёты-заправщики Ил-78 позволяют доводить время беспосадочного полёта бомбардировщика до 20-22 часов. Собственных баков, например, Ту-160, рассчитанных на полторы сотни тонн горючего, хватает примерно на 15 часов полёта. Если считать только стоимость топлива, один такой полёт обходится бюджету примерно в 2 млн. рублей.
На вооружении российских "стратегов" - бомбы различных модификаций и крылатые высокоточные ракеты Х-555, способные поражать цели на удалении более 3 тыс. километров с точностью до сантиметров. Районы патрулирования - Атлантический, Тихий, а также, возможно, Северный Ледовитый океан.
Смотрите также:
- Визит: В. Путин вновь среди "азиатских тигров" →
- ВОКРУГ ДОГОВОРА ОСВ-2. Обвинения не по адресу →
- Путин потерпел и других попросил →