ПРОДОЛЖАЯ КУРС на нагнетание международной напряженности, Вашингтон сделал новый шаг в этом направлении, пойдя на одностороннюю денонсацию обязательств по важнейшим международно-правовым документам, которые СССР и США соблюдали на основе взаимности. Речь идет о заявлении президента Р. Рейгана об отказе соблюдать в дальнейшем Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений 1972 г. (ОСВ-1) и Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 г. (ОСВ-2).
Пытаясь оправдать свою новую попытку сломать существующий военный паритет, американская администрация выдвигает абсурдные обвинения в якобы имеющихся "советских нарушениях" соглашений.
* В частности, утверждается, будто бы СССР в нарушение Договора ОСВ-2 создал второй новый тип межконтинентальной баллистической ракеты (МБР)-СС-25.
В действительности же Советский Союз испытал только один новый тип МБР - РС-22, что не запрещено Договором (см. пункт д) таблицы). Ракета же РС-12 М, которую имеют я виду американцы, является лишь модернизацией старой ракеты РС-12 (данные о ней были представлены американской стороне на переговорах в Женеве).
Преднамеренно исказив истину и включив вес аппаратуры, используемой только при испытаниях, в забрасываемый вес, американская сторона таким образом и создала "проблему", явно рассчитывая на "реабилитацию" появления своей новой МБР-"Миджитмен".
* Другое обвинение в адрес СССР - шифрование телеметрической информации при испытаниях баллистических ракет. И это абсолютно надуманный предлог. По Договору (п. 3 ст. XV), запрещается не шифрование вообще, а шифрование данных, невозможность снятия которых "затрудняет осуществление контроля за соблюдением положений договора". В их число входят те, что имеют отношение к определению нового типа МБР: вид топлива, число ступеней, длина наибольший диаметр, стартовый и забрасываемый вес ракеты, число и вес боеголовок Эти данные нами не шифруются.
И все же американской стороне было предложено договориться по этому вопросу, уточнить позиции. Она уклонилась от решения вопроса.
* Наконец, Вашингтон рассматривает строительство радиолокационной станции (РЛС) в районе Красноярска как нарушение Договора по ПРО.
Однако станция эта не предназначена для выполнения каких- либо функций ПРО. Это подтвердит излучение, когда станция начнет работать Она должна лишь следить за космическими объектами в отличив от американских РЛС в Гренландии и а Англии, функция которых - предупреждение о нападении баллистических ракет Такие станции, согласно Договору по ПРО, должны располагаться лишь по периферии национальной территории страны СССР предложил компромисс - прекратить строительство Красноярской РЛС в ответ на демонтаж станции в Гренландии и отказ от строительства РЛС в Англии. Похоже что США не заинтересованы в решении и этого вопроса.
Путь, избранный Вашингтоном, не может привести ни к чему хорошему - ни для него самого, ни для американо-советских отношений и развития общей ситуации в мире
* * *
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ НА СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАСТУПАТЕЛЬНЫЕ ВООРУЖЕНИЯ США И СССР
Примечание: С выходом США из договоренностей ОСВ-1 и ОСВ-2 все ограничения теряют силу.
-------
СНВ - стратегические наступательные вооружения.
ПУ МБР - пусковая установка межконтинентальной баллистической ракеты;
ВРПЛ - баллистическая ракета на подводной лодке;
ТВ - тяжелый бомбардировщик;
РГЧ ИН - разделяющаяся головная часть с боеголовками индивидуального наведения;
КР - крылатая ракета.
* * *
Любимое "дитя" Вашингтона - бомбардировщик B-1B с дальностью полета 12 000 километров. Именно он, оснащенный новейшими крылатыми ракетами, по замыслу вашингтонских стратегов должен в конце нынешнего года "вылететь" за рамки договора ОСВ-2.