Юрий Башмет: "Успех на Западе -это патриотизм!"

   
   

"Только в последние годы за границей со мной вновь стали считаться не только как с музыкантом, но и как с гражданином сильной державы".

ИНОСТРАННАЯ пресса называет Юрия БАШМЕТА "Паганини нового времени", "музыкальным демоном с альтом". 24 января главе симфонического оркестра "Новая Россия" и камерного оркестра "Солисты Москвы" исполняется 55 лет.

Как поставить "душевную акустику"?

- СЕЙЧАС наше общество - в поисках национальной идеи, способной объединить страну...

- Своим музыкантам всегда говорю: "Даём концерт на Западе и показываем класс. Потом возвращаемся на родину и показываем тот же самый класс. Здесь - наша основная жизнь". Я лично выступление в Большом зале Московской консерва тории ценю и всегда ценил выше, чем в американском Карнеги-холле. При этом надо понимать: стремление к признанию у иностранной публики - по сути, тоже проявление патриотизма. Ведь такой успех работает на Россию, на славу страны.

Я без ложной скромности могу сказать, что наш инструментализм - тоже бренд. И он работает на Россию.

- Сегодня многие музыканты сетуют: публика сейчас менее подготовленная, чем в 70-е и 80-е...

- Я как-то услышал выражение "душевная акустика". Оно очень точное. "Душевную акустику" нужно ставить. Каким образом? Надо музыку оживлять и быть искренним в своём исполнении. Бах, Моцарт, другие гении писали про любовь, надежду, смерть. Потрясающе писали! Эти произве дения НЕ МОГУТ не найти отзвука в человеческой душе, когда передаются искренне. А вот если музыкант играет формально, теряется смысл произведения. И остаётся только форма, обёртка. Публике это не нужно. Особенно молодой. И наше дело - наполнить произведения жизнью, дыханием...

Не так давно у нас был тур: 42 концерта в 39 городах России. И везде - полные залы, овации. И - самое главное - искреннее внимание, сопереживание музыке.

Зрители нас принимали с такими почестями! В Волгограде, например, казаки преподнесли мне стакан водки на шашке - нужно было выпить, взяв шашку за края...

- Осилили?

- Всё получилось! Не посрамил чести российских музыкантов! (Смеётся.)

"Я сказал: "Жениться!"

- КОГДА слушаете свои старые записи, можете на манер Пушкина воскликнуть: "Ай да Башмет, ай да сукин сын!"?

- Ойстрах гениально сказал: "Запись - это документ, который с годами превращается в обвинительный". Слушаешь и думаешь: "Боже мой, я-то думал, это получилось, почти как я хотел. А оказывается - чепуха какая-то". А проходит 10 лет: "Смотри, как я мог играть когда-то! Сейчас уже так не получится". (Смеётся.)

- Знаете, что сказал мне один скрипач из вашего оркестра? "Шеф у нас что надо! С ним и выпить можно, и о женщинах поговорить". Такое панибратство не отражается на результате?

- (Пауза.) Я многое вложил в то, чтобы за эти годы у нас сложилась творческая семья. И рад, что стал не просто руководителем, а ещё и другом, близким человеком для своих музыкантов. Учу, воспитываю... Мы друг друга понимаем без слов: на уровне взгляда, жеста. Как много лет прожившие вместе люди.

Я всё про них знаю, они со мной советуются - вплоть до того, что один мой музыкант спрашивал, жениться ему или нет.

- И что вы посоветовали?

- Жениться! На самом деле, работа с коллективом - нелёгкий труд, особенно в психологическом плане. У всех разные характеры, к каждому нужен ключик... Одна девушка на концерте играла совсем не так, как я сказал на репетиции. Подзываю: "Ты это видишь? Понимаешь, что это значит?" - "Медленный смычок". - "Вот именно! А почему тогда играла быстро?!" - "Я была невнимательна. Простите". Я поговорил с ней с глазу на глаз - она очень обидчивая. Теперь смотрит на меня вот такими глазищами на выступлениях! Приходится, конечно, иногда проявлять силу воли и жёсткость, добиваясь своего, - я же дирижёр, я здесь главный, в конце концов!

Смотрите также: