Михаил Турецкий: "Хор был на грани развала"

   
   

- Турецкий - ваша настоящая фамилия?

- Это фамилия моей матери, и связана она не с Турцией, как все думают, а с маленьким городком Турец, откуда и происходят наши корни. Во время войны всех маминых родственников уничтожили. Мама очень хотела сохранить фамилию, поэтому меня с согласия отца и записали Турецким.

- Почему у вас возникла идея создать мужской хор?

- На праздники я приходил в синагогу и слушал, как группа стариков пела совершенно божественную музыку. Тогда это называлась Горка, в Китай-городе. Это была середина 80-х. Они пели старческими голосами, но какая в этих голосах угадывалась невероятная мощь! Как-то промелькнула мысль: хорошо бы возродить традиции, сохранить еврейскую духовную музыку. Вскоре еврейский благотворительный фонд "Джойнт" профинансировал открытие еврейского хора, который я и возглавил.

- Какие трудности пришлось преодолеть на пути к успеху?

- К своему сегодняшнему успеху мы шли долгих 17 лет. Каждый день, шаг за шагом. Пришлось пройти через непонимание, группа не раз была близка к развалу. Но теперь понимаю, что все эти испытания были нам посланы не зря. Мы не только сумели выстоять, но и смогли высоко взлететь.

- Как вам удалось оживить классический жанр и сделать его по-хорошему коммерческим?

- С точки зрения шоу-бизнеса духовная еврейская музыка не может быть удачным шоу-проектом точно так же, как не могут лежать в основе шоу-проекта реквием Верди или симфонии Моцарта. Оставаться в рамках только классики нам со временем стало тесно. Мы стали профессионально исполнить джазовые, классические, фольклорные, оперные композиции. Когда стало ясно, что мы можем прекрасно работать на стыке всех этих музыкальных форматов, тогда и возникло наше шоу.

- Правда ли, что вы собираетесь создать аналогичный женский коллектив и детскую школу?

- Недавно нам передали небольшой особняк на проспекте Мира. У нас будет свое помещение, где я планирую открыть школу для талантливых детей. Учеников пригласим немного - 30-40 человек. Три раза в неделю мы будем с ними заниматься синтетическим искусством: сочетанием актерского мастерства, пения, музыкальной грамоты и хореографии. Я мечтаю о том, чтобы школа была бесплатная. Что касается женского коллектива... да, было в планах создать аналогичный женский проект. Но я считаю, у женского коллектива все равно не будет такой энергетики, как у мужского.

- Как вам удается руководить таким большим количеством творческих талантливых мужчин? Как разрешаете конфликтные ситуации?

- Когда возникают конфликты, сора из избы мы не выносим. Коллектив мужской и разбираемся мы внутри сами, без реверансов. Разговор у нас короткий. Мы настроены на движение в одном направлении - в этом секрет нашей стабильности.

- У вас есть любимые произведения?

- Все, что мы исполняем - любимое.

- Как происходит отбор материала для выступлений?

- Это живой, очень гибкий и постоянный творческий процесс. В основном мы используем хиты, пусть даже и морально устаревшие. Объединить их с модным ритмом, придать современное звучание, вдохнуть вторую жизнь - вот работа, которая мне очень нравится. Как только новое произведение приобретает форму и звук, мы включаем его в программу. Вообще, инициатива может идти откуда угодно. Часто случается, что песня "по заказу" прочно закрепляется в нашем репертуаре, как было, например, с песней "Синий туман", исполненной на юбилейном вечере Добрынина.

- Вы поете своим детям колыбельные песни?

- Когда папа возвращается домой, дети, как правило, уже спят...

Смотрите также: