Рак молочной железы: после лечения

   
   

По наблюдениям онкологов, если женщине ставят диагноз "рак молочной железы", распадается 22% семей. Среди молодых людей, до 40 лет, это число доходит до 55%.

Амазонки

МАЛО кто из мужей способен смириться с тем, что у жены вместо груди остается ровное место и шрам. Кто-то находит подружку на стороне, кто-то бегом мчится в ЗАГС подавать заявление о разводе. Такие товарищи нередко и к жене в больницу приходят только затем, чтобы сообщить о разводе.

Хуже всего, что и сами женщины считают себя после мастэктомии ущербными уродинами. 90 - 95% замыкаются в себе и впадают в депрессию. Для них каждый день видеть себя в зеркале равносильно тому, чтобы растравливать незаживающую рану. Больной женщине кажется, что прохожие на нее оглядываются, что все вокруг догадываются о ее беде. Ни подруга, ни дети - только муж способен вселить в нее уверенность, что и с новым обликом она не перестала быть для него красавицей, что операция ничуть ее не изуродовала. Иначе любая размолвка, любое неосторожное слово будут ее травмировать и утверждать в мысли о непоправимом уродстве.

"В России налажен выпуск силиконовых экзопротезов - специальных силиконовых подушечек, которые подкладываются в бюстгальтер, - рассказывает руководитель отделения общей онкологии МНИОИ им. П. А. Герцена, доктор медицинских наук Дингир Дмитриевич ПАК. - Во многих онкологических клиниках экзопротезы выдаются больным бесплатно. Эти силиконовые подушечки - отличный временный выход. Ни на улице, ни на работе никто не догадается, что молочная железа удалена. Другое дело, что в бассейне или на пляже экзопротезами, конечно, не воспользуешься. Сегодня выход есть и из такой ситуации - это реконструкция молочной железы из собственных тканей женщины, которые берут с живота или со спины. Если рак молочной железы выявлен на ранней стадии (а для этого очень важна регулярная самодиагностика!), врачи могут выполнить органосохраняющую операцию: или удалить только часть молочной железы, или часть удалить, но одновременно выполнить пластическую операцию. Новая грудь нередко оказывается даже лучше прежней, и бывает, что пациентки просят "поправить" заодно и другую.

Между прочим, у меня есть пациентки, которые вышли замуж после операции. Все-таки существуют мужчины, которые воспринимают женщину в комплексе ее достоинств, а не только как грудь".

Такая вот зараза

ЕЛЕНУ В. муж исправно навещал, приносил ей передачи и вел себя как примерный супруг. Когда она выписалась, он не подпускал ее к плите и не позволял гладить его рубашки. Очень быстро она поняла почему. После каждой близости муж с ног до головы обтирал себя спиртом: "На всякий случай надо продезинфицироваться". И Елена подала на развод сама.

"Панический и ничем не обоснованный страх заразиться раком преследует довольно многих, - говорит Дингир Дмитриевич. - Виноват наш уровень культуры: рак считают страшным, заразным и неизлечимым заболеванием. Это полная чушь! На самом деле современная медицина может справиться с любой опухолью, если, конечно, ее не запускать, а лечить.

Бывают случаи, когда больная из провинции во время лечения живет у родственников в Москве. Но когда они узнают, от чего она лечится, просят уйти из квартиры. Мол, извини, у нас дети. Поэтому чаще всего наши пациентки скрывают свой диагноз как страшную, постыдную тайну".

Домострой наоборот

ХОТЯ БЫ полгода после лечения женщине необходим щадящий режим. А это значит: не носить тяжести, не стоять целый день у плиты, не драить квартиру и особенно беречь руку с той стороны, где была проведена операция. Мужу такое предписание врачей грозит лишением привычных трех блюд на обед и необходимостью брать хозяйство на себя. Даже если он адекватно воспринимает новый облик прооперированной жены, его выбивает из колеи тот образ жизни, который она теперь должна вести. Если раньше она обслуживала всю семью и тащила на себе воз, то теперь физически не в состоянии готовить, стирать, убирать, подавать тапочки и беспокоиться о каждом в отдельности.

"Мы говорим мужьям правду, - рассказывает Пак. - Правду о том, что болезнь можно победить при условии, что стараться будет не только больная женщина, но и ее муж, ее близкие люди. Мало кто из мужчин создает для жен комфортные условия дольше чем полгода. Им это быстро надоедает. Ведь жену вылечили, значит, она должна выполнять все свои обязанности. Нередко наши пациентки возвращаются в клинику с рецидивами не потому, что заболевание очень тяжелое, а потому, что их провоцируют сильные переживания и непонимание близких.

Страх смерти, страх заболеть снова преследует женщину годами, каким бы успешным ни оказалось лечение. При малейшем недомогании ей кажется, что болезнь взяла свое и она скоро умрет, поэтому женщина боится вести прежний образ жизни. А мы настаиваем на том, что все, кроме бань и саун, доступно ей, как прежде. Даже на юг мы разрешаем ездить. Это раньше считалось, что поездка к морю способна спровоцировать рецидив. Сейчас онкологические больные могут спокойно ездить на юг при условии, что они не будут загорать и появляться на улице в самые солнечные часы - с 11 до 17.

Правда, мы категорически не рекомендуем нашим пациенткам беременеть. Это слишком сильный стресс для организма, который может привести к рецидиву. Лучше рассмотреть варианты усыновления или суррогатного материнства".

Смотрите также: