"Гуттаперчевый" скелет и сухожилия в метр длиной

   
   

Трюки циркачей, выгибающих тела до пределов возможного, вызывают у нас восхищение, а иногда даже ужас. Как можно до такой степени растянуть опорные мышцы и сухожилия, изогнуть позвоночник и все кости под совершенно невероятными углами?

Глядя на "гуттаперчевых" мальчиков и девочек, трудно поверить, что никто не вмешивался в их развитие ни медикаментами, ни хирургическим инструментом. Однако это так. Гимнастам вовсе не удаляют костей, не надрезают сухожилий и мускулов. Их путь к славе лежит через многолетние, ежедневные, изнурительные тренировки.

Цирковые гимнасты постоянно заботятся о том, чтобы все их мышцы укрепились и стали более чутки к любым переменам положения тела, нежели предусмотрено самой природой. Последствием этого становятся необратимые изменения костной структуры. Цена головокружительной карьеры - деформация тела и жуткие боли. Видя иных акробатов на арене, трудно удержаться от мысли, что работают они на пределе сил, отпущенных человеку.

Успехи малолеток

Чаще всего наибольшими достижениями в растягивании тел отличаются азиатки. Они прославились своей гибкостью и пластичностью. Медики не решаются утверждать однозначно, что это связано с генетикой, но и не исключают такой возможности. Ортопеды и ревматологи единодушны: просто эти женщины такими родились. Еще с раннего детства они умели заставить свои неокрепшие мышцы и суставы работать с максимальной отдачей.

До какой степени человек способен превзойти возможности собственного тела? Могут ли мышцы и суставы растягиваться до бесконечности? Роль суставной сумки и связок в том и состоит, чтобы ограничивать пределы подвижности. Эти природные "тормоза" состоят из слегка упругой ткани, куда входят, в частности, коллаген и вода. Если подвергать их равномерному растяжению, они постепенно расслабляются и удлиняются, увеличивая амплитуду движений без угрозы перелома или вывиха. В то же время мышечная ткань повышает тонус и быстрее реагирует на раздражители. Достаточно одного нервного импульса, чтобы мышца естественным путем удлинилась или сократилась на несколько сантиметров.

Эластичность как позвоночника, так и суставов имеет строго определенные границы. Их невозможно сместить больше чем на 12% нормы. Таким образом, если связка имеет три сантиметра в длину, то после специальной подготовки она может вытянуться еще на три-четыре миллиметра. Позвоночный столб состоит из 24 подвижных позвонков и еще нескольких, сросшихся в копчиковую кость. "Разработав" эту часть скелета до максимальной эластичности, можно демонстрировать цирковые эффекты.

Успешнее всего это получается у детей и подростков. Процесс формирования скелета и суставов полностью завершается к 25 годам. Тренировки лучше начинать в возрасте 6-9 лет. Упорно упражняясь под руководством опытного наставника, даже посредственность может получить вполне удовлетворительные результаты; большинство 15-летних подростков способно без усилий садиться на шпагат. Все дальнейшее - лишь закрепление навыков, полученных в детстве. После 40 гимнастика служит исключительно для поддержания формы; выполнять экстремальные упражнения противопоказано.

Растяжимые люди

Безусловно, не каждый может довести свой организм до состояния, позволяющего похвалиться "цирковыми" трюками. К ним нужно иметь известную предрасположенность. Специалисты по спортивной медицине знают, что есть определенная доля людей с повышенной растяжимостью суставов. Просто одаренных чуть меньше одного процента. А те, чьими выступлениями на спортивных и цирковых аренах мы привыкли восхищаться, - лучшие из лучших. Их наберется едва ли один на тысячу.

Теория природной одаренности объясняет далеко не все. "Точно так же обстоит дело с балетными танцовщицами, - свидетельствует врач Парижской оперы Филипп Серени. - Конечно, встречаются исключительные таланты с необыкновенно пластичными мышцами и скелетом. Но и они могут добиться совершенства только благодаря многочасовым ежедневным упражнениям".

Его соотечественница, "гуттаперчевая" женщина Эрика, открыла для себя цирк в 18 лет и записалась в цирковую школу Анни Фрателлини, мечтая стать канатоходцем. Затем она начала работать над гибкостью. Чтобы добиться желаемого, понадобилось 10 лет упорного труда. Тренировки длились по несколько часов в день. Сейчас Эрике 39, и она продолжает выступать.

"Экстремальные движения мне уже не даются, - рассказывает Эрика. - Выручают опыт и уверенность в себе". Упражнения на растяжку очень трудны. Они длятся по пять-шесть часов ежедневно. Приступать к основной тренировке можно только после "зарядки".

Хотя растяжка для "гуттаперчевых" людей - обычный образ жизни, а их мышцы и до "зарядки" имеют повышенный тонус, однако подготовка предохраняет от разрыва сухожилий и боли. У большинства гимнастов, танцовщиков или цирковых артистов после прекращения тренировок способности возвращаются в заурядную норму. Но у людей, одаренных от природы, они навсегда останутся выше, чем у всех прочих. Организм на покое сам приспосабливается к падающему уровню нагрузок. К несчастью, длительное использование связок и суставов в режиме, превышающем физиологические потребности, в этих условиях откликается болезненными изменениями.

Совершенная окружность

Растяжение мышц и связок, окружающих позвоночник, позволяет этим женщинам принимать диковинные позы, при которых ягодицы опираются на голову. Грудная клетка и плечевые кости при этом поддерживают тело на весу. Акробатке удается согнуть позвоночник в дугу, одновременно раздвинув бедра под углом 180 . Этот необычный "большой шпагат" можно выполнить лишь благодаря приобретенной способности расслаблять суставы.

На грани падения

В этой акробатической позе (фото 1) самое важное - умение ощутить центр тяжести собственного тела. Удержать равновесие позволяет балансирование всем торсом с опорой на запястье, отогнутое до предела. Помогают в этом и соответствующий изгиб спины, и вынесенная как можно дальше вперед голова в сочетании с напряжением мускулов и сухожилий поднятых ног.

В изысканном трюке (фото 2) самое сложное - удержать вес двух тел с опорой на небольшую - несколько квадратных сантиметров - поверхность ладоней одной из акробаток. Запястья до предела отогнуты назад; все пальцы и сами руки широко расставлены. Пальцы как бы впиваются в пол, чтобы обеспечить максимальное сцепление с его поверхностью. Мышцы и сухожилия локтей и кистей испытывают колоссальное давление. Чтобы сохранить равновесие, обе акробатки выгнули торс вперед, заведя таз за центр тяжести тела.

Женщины подвергают свой позвоночник тяжким испытаниям. Особенно сильная нагрузка приходится на наиболее подвижные позвонки - четвертый и пятый поясничные. Если бы не тренированные спины гимнасток, им грозило бы повреждение межпозвонковых дисков из-за деформации на сжатие. Женщина на фото 1 балансирует на одной руке, используя силу мышц и связок плеча. Положение плечевых костей и ключицы грозит вывихом.

Старость в муках

Тренировки и обычное управление телом не вызывают неприятных ощущений, пока оно "на ходу". С возрастом же появляются недомогания, связанные с изменениями мышечных структур. Порой приходится непрерывно принимать обезболивающее или даже прибегать к хирургическому вмешательству.

Природные способности и упорный труд - еще не все, что требуется гимнастам. Эластичное тело не может иметь ни капли лишнего жира, потому спортсмены и артисты часто вынуждены сидеть на строгой диете. Но еще сильнее могут повредить растущему организму неумеренные, неправильно организованные тренировки.

Мастера, долгие годы выступавшие в свете рампы, могут на старости лет заплатить за свою прошлую славу долгими муками, от которых избавит только смерть. Но, может быть, восторг публики того стоит?..

Смотрите также: