Рабочий день московского школьника - 10-12 часов. Могут ли дети справиться с такими нагрузками? Наш собеседник - профессор Владислав КУЧМА, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ здоровья детей РАМН.
- Владислав Ремирович, действительно ли здоровье детей за последние 10-15 лет так ухудшилось, как о том говорят?
- Да, это так. Показатели физического развития нынешних детей по сравнению с теми, что росли 10-15 лет назад, существенным образом отличаются в худшую сторону. Если раньше мальчики и девочки созревали в 12 лет и 3 месяца, то нынешние дети - в 13 лет и 2 месяца. В принципе это укладывается в нормы, но были времена, когда развитие шло более гармонично. Всё это приводит к тому, что у нас увеличивается процент детей, не готовых к систематическому образованию.
Родители должны понимать, что для ребёнка 1 сентября - это не только праздник, но и колоссальный стресс. Даже если ему не будут задавать домашние задания, ставить отметки, будет прекрасная учительница, ребёнок впервые поймёт, что его могут и не любить. В семье он - самый необыкновенный, самый талантливый, а здесь он окажется одним из 25 в классе...
Потогонная система
ЕСЛИ ребёнок за последний год перенёс какие-либо серьёзные заболевания (гепатит, пиелонефрит, туберкулёз и другие), надо 10 раз подумать, отдавать ли его в школу, посоветоваться с участковым педиатром. 10 лет пробегут быстро, не успеете оглянуться. Что будет с его здоровьем? Несколько лет назад родители, опасаясь армии, отдавали детей в школу раньше. В итоге сегодня у нас есть школы, где за одной партой сидят 15- и 17-летние выпускники. При этом 15-летний по своему развитию может ещё отставать на полгода, а 17-летний - опережать, таким образом, разница между ними будет три-три с половиной года. Они все успешно закончат школу, поступят в вузы, но разница в показателях здоровья у 17- и 15-летних будет в полтора-два раза больше в пользу 17-летних. Так ребёнок расплачивается за то, что он справился с нагрузкой. Учителя призывают тянуться за сильными, а куда? Можно же и надорваться. Неврозы, гастриты - сплошь и рядом.
- До какого возраста можно записать ребёнка в школу?
- До 9 лет. В период от 6,5 до 7 лет очень многое изменяется в возможностях ребёнка, поэтому оптимальный вариант, чтобы на 1 сентября ребёнку было как минимум 6 с половиной лет.
- Стресс и болезни, которые дети получают, вызваны непосильными нагрузками или тем, что они идут в школу уже нездоровыми?
- Что касается нагрузки, у нас самый короткий учебный год - 180 учебных дней, а в некоторых странах - 230-240, но за это время мы даём колоссальное количество материала, который ребёнок должен усвоить. Педагоги сами бьют в набат: обучение стало потогонным. Сплошь и рядом проверяются скорость чтения, скорость счёта, а это не всякий выдержит. Многие из взрослых людей нервно реагируют на дефицит времени, когда надо в сжатые сроки что-то сделать. Дети в этом режиме находятся практически постоянно.
Да, многие уже идут в школу нездоровыми. А их сажают на колченогие стулья, которые не соответствуют параметрам ребёнка, у них мало физической активности, и существующие проблемы усугубляются.
- Что прежде всего страдает в школе?
- Зрение, осанка, появляются плоскостопие, заболевания верхних дыхательных путей, нервно-психические расстройства, проблемы с желудочно-кишечным трактом. В начальной школе у ребёнка может быть до двух из этих диагнозов, в старшей - уже 4.
- Школьная мебель действительно имеет такое значение в развитии плохой осанки? Некоторые предлагают использовать конторки...
- Всё должно делаться с умом. Ребёнка поставили за конторку, которая ему до подбородка, или посадили за парту, на которой он вынужден лежать... В идеале всё должно регулироваться. В школе должна висеть ростовая линеечка, на которой нанесена цветная маркировка. Ребёнок свой рост измерил, у него, например, жёлтая маркировка, и он знает, что парта, на которой жёлтый кружок, - для него.
- Такое где-нибудь есть?
- В хороших школах есть. У нас всё есть - и хорошее, и плохое. Хотя если нельзя достичь идеала, надо хотя бы делать посильные вещи: например, пересаживать детей в классе, особенно крайние ряды, чтобы ученик не сидел все 10 лет с одной стороны доски.
Сколько можно учиться?
- КАКИЕ документы регламентируют пребывание ребёнка в школе с медицинской точки зрения?
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях". Этот документ, являющийся обязательным для всех, есть в каждой школе. Ознакомиться с ним можно и на сайте Роспотребнадзора.
Родители при выборе школы должны обращать внимание не на то, есть ли там экономика, конная выездка и информатика с первого класса, а не практикует ли школа нулевые уроки, есть ли занятия физкультурой, как детей кормят, есть ли в середине учебного дня динамическая пауза, как оборудованы классы, спортзал...
- В "Гигиенических требованиях" указано время, которое ребёнок должен тратить на выполнение домашних заданий?
- Да. В первом классе в первом полугодии задавать не должны вообще, со второго полугодия на приготовление уроков должен уходить час времени, не более. Но это тоже условная цифра, потому что нормировать это сложно. В старших классах на подготовку домашних заданий по гигиеническим нормам отводится 3-3,5 часа. На деле же в Москве, например, у старшеклассника рабочий день может достигать 10-12 часов!
- Если родители понимают, что у ребёнка масса нулевых уроков, от которых он не может отказаться, не испортив отношения с учителями, куда им обращаться?
- В службу Роспотребнадзора - то, что раньше было санитарно-эпидемиологической службой, где есть специалисты, врачи, которые контролируют деятельность образовательных учреждений.
- Рассматривается ли вопрос о том, чтобы увеличить количество часов физкультуры в школах?
- Проблема материальная. Продекларировали третий урок физкультуры, все "за", но некому его вести. Ведь нельзя рассматривать урок физкультуры просто как "побегал-попрыгал". Урок физкультуры на каждом этапе жизни ребёнка должен его чему-то учить, что-то развивать. Классический пример: если ребёнок до 12-13 лет не научился плавать, потом научить его будет намного сложнее. Урок физкультуры должен быть, например, после урока математики, но не наоборот. Нет смысла ставить его и в понедельник, надо в середине недели, когда уже начинает накапливаться усталость.
- Что делать родителям, как помочь детям справиться с этой нагрузкой?
- Первое правило: ребёнок должен жить по режиму. Это действительно облегчает жизнь, потому что приводит к меньшим физиологическим затратам. Обязательно должен быть сон, прогулка. Правы те родители, которые загружают детей в плане внешкольного образования. Как только появляется свободное время, особенно в подростковом возрасте, сразу возникают соблазны. Мама должна видеть, как ребёнок справляется с нагрузкой: спит он после тренировки, нервозно реагирует на окружающих или у него есть ещё силы почитать. Но подумать о дополнительной физической активности надо обязательно. Плюс правильно кормить. Если вы даете ребёнку еду в школу, то не чипсы и орешки, а бутерброд с сыром, яблоко, банан, йогурт или творожный сырок. Выходные надо отдать ребёнку, активному отдыху с ним, не просиживанию перед телевизором, а прогуляться и т. п.
- Есть ли какие-то нормы для прогулок и сна?
- Да. В начальной школе ребёнок должен спать не меньше 10-11 часов, если ребёнок ослабленный, он может поспать и после школы. Старшеклассники должны спать не меньше 8 часов.
Нервно-психические реакции, которые лавинообразно нарастают в 12-13 лет, могут пройти сами, ребёнок их перерастёт благодаря внутренним резервам организма, но эти резервы небеспредельны. Конечно, большинство детей со школой справляется, но всё равно каждый платит за это свою цену.