Мальчик-зайчик или мужичок-с-ноготок

   
   

Будучи мамой двух дочек, я не задумывалась, до какой степени отличаются мальчики от девочек. Казалось бы, стоит надеть на кроху штанишки - и поди догадайся, кто это там дрыгает ножками в коляске - мальчишка или юная барышня. Но мой сын, едва родившись, начал доказывать мне прямо противоположное. Мой материнский опыт срочно нуждался в корректировке. Но почитав книжки и поговорив с родителями мальчиков, я так и не узнала, как надо воспитывать мальчиков, но точно поняла, как не надо.

Предрассудок первый:"МАЛЬЧИКИ НЕ ПЛАЧУТ" . Он возникает в семьях, где глава - властный, сильный отец. Но в плену этого предрассудка может оказаться и мама-одиночка, у которой был такой папа. "Мужчинам - свое, женщинам - свое" - вот девиз этой семьи. Мальчикам не положено заниматься "женской" работой, а значит, может надолго отодвинуться возраст приобретения любых навыков самообслуживания: ведь научить малыша мыть посуду и заправлять постель гораздо проще, чем пользоваться молотком и чинить машину. Именно поэтому такие папы как бы "отстраняются" до поры до времени: сын начнет интересовать их тогда, когда в состоянии будет удержать в руках футбольный мяч или заняться другим "мужским" делом. Но именно в первые два года, когда у малыша формируется представление о мире, папе проще всего войти в его жизнь, заложить основы будущей мужской дружбы.

Положим, вы категорически не приемлете таких "немужественных" занятий, как стирка, кормление и укачивание младенца, и ваша жена готова разделить это мнение. Но тогда вы можете гулять с крохой и читать ему вслух, ходить с ним в бассейн, заниматься динамической гимнастикой, взять на себя заботы о раннем интеллектуальном развитии малыша - да мало ли есть на свете дел, достойных внимания двух мужчин, большого и маленького! Вот тогда-то вы и узнаете, что такое настоящее отцовство и настоящая, а не мнимая мужская гордость.

Предрассудок второй: "ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКА - КОШМАР КРОМЕШНЫЙ". Нередко, сравнивая сына со старшей дочерью, соседской девочкой или с собой в детстве, мама делает явно неутешительные выводы: неусидчивый, невнимательный, грязнуля, грубиян... Позже маме начинает вторить учительница, и вскоре за беднягой окончательно закрепляется репутация "трудного", "неуправляемого", "неспособного". И невдомек маме с учительницей, что малыш провинился лишь тем, что... родился мальчиком.

Мальчик, "завоеватель" и "добытчик", с младенчества должен покорять пространство, защищать "свою территорию", добиваться наивысшего положения в иерархии сверстников.

Не пытайтесь сдерживать поисковую и двигательную активность малыша: подавленная агрессия перейдет в "подпольные" формы; начнет проявлять себя вызывающе хулиганскими выходками или, наоборот, нервными срывами, депрессиями. Лучше создайте своему буйному чаду комфортную среду: купите спорткомплекс, освободите квартиру от хрупких безделушек и лишней громоздкой мебели, ведь лучшее украшение вашего дома - это веселые, здоровые, уравновешенные дети. Романтическую тягу к путешествиям можно с успехом удовлетворить в туристическом или геологическом кружке, а избыток агрессии "снять" в спортивном зале.

Мальчики хуже девочек учатся в начальной школе. Их излишняя подвижность раздражает женщин-учительниц, а стремление к поиску самостоятельных, нестандартных решений не находит поддержки: здесь в почете свойственная девочкам усидчивость и аккуратность, умение усваивать и применять готовые схемы. Не спешите корить малыша и требовать от него немедленных блестящих результатов, не хуже, чем у соседки по парте. Главное - не дать погаснуть желанию учиться, и к средним классам ваш сынишка нагонит и перегонит записных отличниц-аккуратисток.

Очень важно, чтобы с раннего детства и до подросткового возраста мальчик был твердо уверен, что он дома - не лишний, что его здесь ждут и любят таким, какой он есть. В любых, даже самых неприглядных случаях давайте ребенку понять, что вы помогаете ему выбраться из сложной ситуации, а не выступаете против него единым фронтом с директором и завучем. Только так вам удастся сохранить доверие сына, а значит, он не пойдет искать понимания и любви в подворотню или притон.

Предрассудок третий: "МАМИНО УТЕШЕНИЕ". Женщины, несчастливые в браке, часто пытаются найти в своем сыне то, чего не удалось отыскать в любимом. Обиженные или покинутые мужьями, они надеются, что сыновья станут для них надеждой и опорой, переносят на них всю свою нерастраченную любовь.

Мама, сознательно или бессознательно, стремится подольше удержать мальчика рядом с собой. А для этого она внушает себе, малышу и окружающим, что он абсолютно не способен без нее обходиться: он еще совсем маленький, слабенький, болезненный, несмышленый. Если ребенок эмоционально зависит от матери, он "поверит" ей и вырастет мнительным, инфантильным "маменькиным сынком", который всю жизнь будет цепляться за женскую юбку. Или научится извлекать выгоду из своего "особого положения" и эксплуатировать мамину любовь. Сильный, волевой мальчик будет всеми силами сопротивляться "телячьим нежностям" и по-своему станет доказывать свою "силу" и "мужественность": грубостью, агрессивностью, пивом и сигаретами.

Сколько бы вы ни повторяли себе и сыну: "Нам без него хорошо", - мальчик не сможет взять на себя психологическую и эмоциональную роль, которую должен был бы играть в семье его отец. Вам придется самой решать свои личные проблемы. Ни в коем случае нельзя "жертвовать своим счастьем ради сына". Это будет лишь новый виток в клубке ваших непростых отношений - за отказ от личной жизни мама требует от сына непомерно высокую плату: безраздельную любовь и преданность. Она с подозрением относится к приятелям мальчика, ревниво посматривает на появляющихся в доме девочек, а когда дело доходит до серьезных отношений, и вовсе принимает возможную невестку в штыки.

Воспитание детей - не наука, а искусство. Здесь нет готовых рецептов. И все же, давайте не будем постоянно наступать на одни и те же грабли и повторять чужие педагогические ошибки. И быть может, через двадцать лет барышням не придется вздыхать: "Куда же подевались настоящие мужчины?".

Смотрите также: