Сочинительный лохотрон

   
   

392 заглавия выпускных сочинений, которые за две недели до экзамена превратятся в 70 комплектов по 5 тем в каждом, уже известны. Большинству одиннадцатиклассников справиться с ними будет явно не по силам. И сочинять за них, скорее всего, придется учителям.

Зачем "сыпать" выпускника?

А ЧТО может написать даже хороший ученик о том, "Какие темы определяют своеобразие поэзии В. А. Жуковского?" или про "Образы "хозяев жизни" в драме А. М. Горького "На дне"?

Творчество Жуковского в соответствии со школьной программой изучается обзорно на примере 2-3 стихотворений, и какое, спрашивается, "своеобразие" можно узреть на таком количестве примеров? Про хозяев же "донной" жизни в самом навороченном гимназическом учебнике максимум полстраницы. Ненамного больше и в доступных детям критических статьях. А объем выпускного сочинения, между прочим, 3,5-4 тетрадных листа. И как их "сделать" из четырех книжных абзацев?

Примеры можно множить, но стоит ли? Их достаточно для того, чтобы в двух-трех десятках экзаменационных пакетов не оказалось ни одной бездефектной позиции. Вероятность, с которой в день экзамена из лототрона выпадет именно такой комплект, можете посчитать сами.

Следует отметить, что подобные темы, крайне мало соответствующие школьной программе, раньше давали только абитуриентам гуманитарных факультетов считающихся престижными вузов. Там такая тематика служила инструментом отсева "чужих" абитуриентов - тех, кто не заплатил на подготовительных курсах, репетиторам или еще кому. А в школе-то кого "топить" и зачем? Потому что чиновники из министерства не заглядывают в утвержденный ими же обязательный минимум литературных произведений для школьников?

Главный праздник макулатурщиков

ПОНЯТНО, что подготовить или просто "натаскать" выпускников на подобное сочинительство за оставшееся до экзаменов время не смогут никакие учителя даже вкупе со всеми репетиторами вместе взятыми. Но "кривой" выход из ситуации давно известен. Его наверняка предоставят детям многочисленные издатели псевдоучебной макулатуры, штампующие всякого рода "Сочинения без шпаргалки" или, наоборот, "Сборники лучших сочинений-"шпор" по литературе".

Игра стоит свеч. Сколько будет стоить тысячестраничный "кирпич" с полным набором сочинений на "министерские темы"? 400 рублей? 500? В лучшем случае - 300. Это если на газетной бумаге дрянной краской и без обложки. И тираж в данном случае серьезный. Ведь только в столице 76 тысяч выпускников. А всего в городах - более миллиона. 100 тысяч "фолиантов" пожалуй что разойдутся. Так что цена вопроса в районе того же миллиона, но уже долларов из родительских кошельков.

И ведь заплатим. Чтобы хоть как-то облегчить жизнь своих чад. Вот только вряд ли в данном случае наши денежки поспособствуют развитию в детях ума, фантазии, да и просто элементарной порядочности.

Сочинять, излагать или...

ПОХОЖЕ, многозначительность создавшейся ситуации, от которой в выигрыше остается кто угодно, только не выпускники и их родители, осознали и в министерстве. И вспомнили, что, помимо сочинения, есть и такая форма проведения экзамена, как изложение с творческим заданием. И не только вспомнили, но внесли необходимые изменения в Положение о государственной итоговой аттестации, предоставив право любому выпускнику не только "сочинять", но и "излагать". До этого изложение практиковалось исключительно в экспериментальном порядке.

Мало того, появилось и инструктивное письмо N 13-51/13 от 20.03.2003, которым определено, что "выбор формы экзамена (сочинение или изложение) выпускник может осуществить в день экзамена". Поэтому каждая школа загодя должна получить конверт с текстом для изложения. А школьная экзаменационная комиссия обязана познакомить всех выпускников как с содержанием комплекта тем экзаменационного сочинения, так и с материалом для проведения изложения, чтобы каждый одиннадцатиклассник понял-таки, что же ему "творить" на экзамене: сочинение или изложение.

Хорошо известно, что ни первое, ни второе не решает проблемы проверки литературных знаний школьника. Опытные педагоги знают, что средний уровень медальных сочинений по обычным школьным меркам - между тройкой и четверкой, никак не выше. Изложение в качестве альтернативы тоже не панацея. Потому что пересказ художественного произведения практически всегда пародия на оригинал.

И что тогда? А тогда останется честно признать очевидный факт. Что экзамен по литературе во всех нынешних его видах либо схоластика, либо профанация. Что не спасет и новейший вид контроля, специально разработанный для единого государственного экзамена и пока представляющий собой, по мнению многих экспертов, гибрид "ужа и ежа". Там сначала с помощью тестов проверяется знание фактов из истории литературы, деталей текстов, стиховедения и т.п. А во второй части контролируется умение излагать мысли путем развернутых ответов на вопросы или тех же сочинений, но миниформата.

Да, наша литература одна из величайших в мире, но зачем же с ее помощью издеваться над детьми. Не лучше ли вообще отказаться от всеобщего выпускного экзамена по этому "предмету"? И оставить, как это сделано во всем цивилизованном мире, обязательное испытание по родному государственному языку. Если хотите, то тоже в виде сочинения, но на нормальную тему. Что-нибудь вроде "Интернет в нашей жизни" или "Мой взгляд на то, что меня окружает". Может быть, задумаются, хотя бы на те шесть часов, которые отводятся на этот экзамен.

Смотрите также: