56

Все стандартное - детям

Прошло всего два месяца с даты принятия Госсоветом России программы модернизации образования, а она уже начала обрастать всё новыми и новыми документами. Последние из них - очередной проект "Обязательного минимума содержания образовательных программ" для школьников и "Требования к уровню подготовки выпускников".

Усилить и разгрузить

ПРАВДА, традиционная для российской школы ориентация на академическую фундаментальность никак не пострадала. Она по-прежнему задается обычным набором предметных программ. При этом подготовка по некоторым должна быть усилена.

Предполагается сделать обязательным иностранный язык в начальной школе и русский - в старшей. Будет усилено обществоведение. В старшей школе больше внимания предполагается уделять правовому и экономическому образованию.

С разгрузкой гораздо сложнее. Здесь авторы проекта не придумали ничего лучшего, чем выделить в каждом предмете материал, обязательный для изучения, но не обязательный для выучивания. Да еще некоторые совсем уж специальные вопросы вынесены для изучения в старшую школу, которая именно для этого должна делиться на обычную (без всяких углублений) и профильную.

Академики из начальной школы

ПОДРОБНОЕ изучение "Обязательного минимума" и "Требований" в очередной раз доказывает, что ребенку, без троек окончившему четвертый класс, дальше учиться в школе вовсе необязательно. Особенно, если там будут реализованы программы по иностранному языку и информатике.

Помимо традиционных умений, осваиваемых в начальной школе, там же ребенок должен будет овладеть 1100 лексическими единицами иностранной речи, научиться "строить логические рассуждения и выполнять мыслительные операции, аргументировать свои знания".

Но это еще не всё. 10-11-летний ребенок должен уметь "переводить информацию в личные знания и использовать ее для принятия самостоятельных решений", владеть навыками ремонта простых изделий, аппликацией и мозаикой, плетением и вязанием крючком, не говоря уже о такой "ерунде", как выдавливание рисунка и резание стеками.

И не дай ему Бог не участвовать в коллективной и самостоятельной творческой деятельности - двойка обеспечена. Ведь это обязательное требование к уровню подготовки выпускника, напомню, начальной школы. Горе бедному ребенку, если он не освоит прыжки с предметами из разных исходных положений, с изменяющейся амплитудой и траекторией при ограниченной пространственной ориентации. Попробуйте, если выйдет, то сразу в отряд космонавтов.

Конечно, на изучение древних греков или каких-нибудь кольчатых червей вкупе с разложением многочленов на множители в начальной школе времени не хватает. А собственно, зачем, если любой выпускник четвертого класса должен владеть практическими умениями ориентирования в книге и осуществлять компьютерный поиск информации. Возьмет книжку и почитает или, как нынче принято, скачает из Интернета.

Выбор: прачки или сантехники

ОДНИМ из достоинств своего варианта образовательного стандарта его авторы считают отсутствие в нем идеологических доктрин. Для этого в его содержание включены различные, зачастую противоборствующие позиции, что создает для учащихся возможности самостоятельного суждения и осознанного выбора точки зрения. Но это в пояснительной записке. А как в самом содержании?

А там всё по-прежнему. Особенно в литературе: никакого выбора при сплошной идеологии. Так, например, если Лев Толстой, то обязательно "После бала". Если Некрасов, то "Размышления у парадного подъезда". Если Пушкин, то "Капитанская дочка", а не "Маленькие трагедии" или "Повести Белкина". А из всей зарубежной литературы в основной школе обязательны лирика Байрона, "Мещанин во дворянстве" и почему-то "Снежная королева". В старшей школе выбрать, правда, можно. Между "Белой гвардией" или "Мастером и Маргаритой" Булгакова или еще можно выбрать трех современных поэтов из списка в восемь обязательных авторов.

Совсем интересно с обществоведением. Там за школьника уже всё выбрали, причем очень оригинально. Так, в основной школе ребенок должен знать всё о развитии права в современной России. Но вот знания о системе судебной защиты прав человека ему, по замыслу авторов, совершенно не обязательны. То ли школьник не человек, то ли защиты все равно нет. И почему знаки различия военнослужащих изучаются в курсе ОБЖ? Наверное, потому, что, обозвав сержанта ефрейтором, можно схлопотать. И по-крупному.

Еще веселее с технологией, на школьном языке именуемой попросту трудами. Обучаясь обработке текстильных материалов и изготовлению швейных изделий, обязательно овладеть надо только крашением, росписью, крахмалением и отбеливанием. А изучая раздел "Ведение дома", положено усвоить инженерные коммуникации, "ремонтно-отделочные и санитарно-технические работы".

Впрочем, в разряде обязательных умений есть еще обжиг, плавка, нанесение гальванических покрытий, пайка и сварка. Вот только что и как будут плавить дети при нынешнем оснащении школ? Разве что на кострах свинец из разбитых автомобильных аккумуляторов.

Если все это модернизация содержания образования, то я - римский папа, однозначно.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно