1450

Инвалиды: право на образование

Положение инвалидов в России известно: и условий нет, и медпомощь не самая лучшая, и отношение общества нетерпимое. Все это есть. Но мало кто помнит о том, что люди, имеющие физические или умственные нарушения, хотят прожить такую же жизнь, как и все: сначала пойти в детский сад, потом в школу, поступить в институт, получить профессию, навыки жизни в обществе. На самом деле даже школа для детей-инвалидов порой становится недосягаемой, не говоря уже о высшем образовании. Хотя такие дети хотят учиться (если, конечно, болезнь позволяет), развиваться и готовы для этого преодолевать многие трудности.

ПО ДАННЫМ Минздрава России, в стране более 620 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Большинство из них не может получить достойного образования. По официальной статистике, в 2002/2003 учебном году меньше 150 тыс. из них учились в общеобразовательных и средних специальных учебных заведениях. Остальные получают образование в специальных учебных заведениях либо вообще не посещают школу. То есть получить дальнейшее образование, овладеть профессией ребенок не может, значит, он никогда не сможет вести самостоятельную жизнь и обеспечивать себя.

Выбор, которого нет

КОГДА ребенок с ограниченными возможностями подрастает, родители задумываются, в какую школу его отдать: в общеобразовательную или специальную (коррекционную). На каждый регион приходится по одной спецшколе каждого вида: для неслышащих детей (I вид), слабослышащих и позднооглохших (II вид), для детей с нарушением зрения (III-IV виды), с тяжелыми нарушениями речи (V вид), с нарушением опорно-двигательного аппарата (VI вид), с задержкой психического развития (VII вид), для умственно отсталых детей (VIII вид). Без них пока не обойтись: здесь работают профессионалы, которые могут дать необходимое образование по отработанным методикам.

Можно выбрать надомное обучение, когда учитель занимается с ребенком индивидуально, но такой вид образования доступен не всем. Есть еще один вариант - отдать ребенка в школу-интернат, но, каким бы замечательным он ни был, родители не готовы оставлять там ребенка, считая, что ему лучше жить дома. Хотя построить спецшколу в каждом городке невозможно, поэтому интернаты - наиболее подходящий вариант.

По закону родители имеют право выбирать, где будет учиться их ребенок. Но в большинстве случаев психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендует инвалиду обучение в спецшколе. На это есть свои причины. Конечно, многим родителям хочется, чтобы малыш пошел в обыкновенную школу. Тогда с малых лет он научится общаться со сверстниками, в дальнейшем ему легче будет уживаться с людьми. И тем не менее, когда ребенок-инвалид попадает в общеобразовательную школу, возникают проблемы: педагоги (как и многие другие) не знают, как подступиться к ребенку, понятия не имеют о структуре его инвалидности. Школа не приспособлена к особенностям детей-инвалидов: для тех, у кого проблемы со зрением, недостаточно освещения, отсутствуют пандусы для передвигающихся на коляске. Школьники не готовы принять непохожего человека в свой коллектив. В лучшем случае ребенок будет просто тихонько сидеть за партой. Где же тут знания? В спецшколах программы "растянуты", там работают профессионалы, поэтому считается, что ребенку с инвалидностью во многом будет легче учиться там.

Чужой среди своих

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ школах ребенок с явными нарушениями - это полностью заслуга родителей, которые решают проблемы своими силами. Позиция учителей в этом случае разная: кто-то активно помогает, кто-то явно протестует. Но главным все же остается человеческий фактор: все зависит от того, как лично отнесутся классный руководитель, директор школы, учителя к появлению инвалида среди ребят.

Чтобы помочь школьникам стать терпимее по отношению к своим сверстникам-инвалидам, например, в Екатеринбурге и еще десятке городов России в школах начали проводить уроки доброты. Вести их предложила Московская региональная общественная организация инвалидов "Перспектива" . Сначала уроки доброты были опробованы в 1997 году в Великом Новгороде, затем в других городах. Занятия проводят сами инвалиды. Дети в игровой форме узнают, откуда берутся инвалиды, какие у них бывают нарушения, что можно сделать, чтобы им помочь, с какими проблемами они сталкиваются. Например, ребятам предлагают завязать шнурки одной рукой или отличить с закрытыми глазами простую бумагу от денежной купюры. Результаты таких уроков оправдали ожидания: школьники постоянно задавали вопросы, проявляли интерес, захотели помочь инвалидам. Дети младшего возраста более гибкие, лучше воспринимают идею совместного обучения. Старшеклассники относятся к проблеме с пониманием, но более настороженно. Хотя они все же идут на контакт и готовы общаться.

Быть или не быть в вузе

ТЕ МОЛОДЫЕ инвалиды, которые закончили школу, как и многие другие выпускники, хотят продолжать образование в вузах. Но и здесь они сталкиваются с новыми трудностями. До сих пор, например, те инвалиды, которым удалось поступить в вуз, с трудом до него добираются и с трудом передвигаются внутри здания. Физические недостатки практически полностью отменяют поездки в общественном транспорте.

В то же время есть примеры, когда студентам-инвалидам переходить из аудитории в аудиторию помогают сокурсники. Иногда администрация вуза идет навстречу и составляет учебный план так, чтобы в группе, где учится инвалид, занятия проходили хотя бы на одном этаже.

Многие здоровые люди задумываются: зачем вообще инвалиду идти в вуз? Это важно для повышения самооценки. Даже если выпускнику будет сложно найти работу, образование поможет ему самоутвердиться, отношение общества к человеку с высшим образованием совсем другое. Кроме того, люди с ограниченными возможностями смогут помогать таким же, как они сами, потому что знают все проблемы изнутри.

По данным исследований, в каждом отдельном высшем учебном заведении страны учится от 0% до 5,2% студентов-инвалидов. В основном таких учащихся в вузах нет, а самый высокий процент дал МГТУ им. Баумана. С 1934 года здесь учатся студенты с нарушениями слуха. Нижегородский технический университет, например, осуществляет переподготовку молодых инвалидов в области высоких технологий с последующим трудоустройством. Многие из них заканчивают магистратуру, поступают в аспирантуру. Нижегородский педагогический вуз успешно обучает инвалидов-колясочников. Все это говорит о том, что физический недостаток не должен препятствовать получению образования. У инвалидов есть желание учиться, но пока они не могут полностью реализовать эту возможность.

Образование молодых инвалидов в России обсуждалось на недавно прошедшем Международном круглом столе "Образование - право для всех", где выступали чиновники, работники Министерства образования, сами инвалиды. Последние говорили не только о существующих проблемах, но и о том, как можно реально исправить положение. Вот лишь некоторые предложения людей, которые хотят получать полноценное образование (см. ).

Одна из главных проблем в том, что многие родители не имеют информации о правах своего ребенка, в том числе на учебу. Специально для них ниже даны основные законы, гарантирующие права ребенка-инвалида на образование, и пояснения к ним (см. ).

Кроме того, дети-инвалиды - выпускники 9-х и 11-х классов школы могут сдавать итоговые экзамены отдельно от других учащихся или на дому. Количество сдаваемых экзаменов может быть сокращено до двух письменных. Письменная форма экзамена может быть заменена на устную. Вопросы, связанные с созданием специальных условий, решаются в отношении каждого ребенка-инвалида индивидуально. Установленные правила сдачи экзаменов распространяются на государственные, муниципальные и частные школы. (Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений г. Москвы.)

На вступительных экзаменах в вуз инвалидам предоставляется дополнительное время на подготовку устного ответа и выполнение письменной работы, но не более полутора часов. (Письмо Минобразования РФ от 25 марта 1999 г. 27/502-6 "Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования".)

Принятые в вуз студенты-инвалиды обучаются по индивидуальным планам, утвержденным ректором, а также по предложенной вузом форме обучения, включая экстернат. На каждый семестр декан факультета утверждает индивидуальный график консультаций для студента-инвалида, график приема зачетов и экзаменов, пре-дусматривающий в отдельных случаях и возможность посещения преподавателями студентов-инвалидов на дому. (Указание Минсоцобеспечения РСФСР "О расширении возможностей получения высшего образования для инвалидов" от 5 сентября 1989 г. N 1-1316-17/16/18.)

Учащиеся-инвалиды, принятые в средние специальные учебные заведения, обучаются по индивидуальному графику, утвержденному директором и предусматривающему при необходимости и возможность посещения преподавателями учащихся по месту их жительства, а также по предложенной форме обучения, включая экстернат. (Указание Минсоцобеспечения РСФСР "О расширении возможностей получения среднего специального образования для инвалидов" от 3 ноября 1989 г. N 1-141-У.)

При подготовке материала были использованы данные Международного круглого стола "Образование - право для всех" и материалы одноименной книги, подготовленной РООИ "Перспектива".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно