В сентябре сего года министр образования Владимир Филиппов издал приказ "О проведении экспериментального письменного экзамена по литературе в 11-х классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2000-2001 учебном году". Документом предписано предоставить "выпускникам право выбора формы экзамена: сочинение или изложение с творческим заданием". Пока, правда, в качестве эксперимента только в тех школах, которые будут специально для этого определены управлениями образования субъектов Российской Федерации.
Нет сомнений в том, что эксперимент состоится. Нынче, в условиях "закручивания гаек", никакие чиновники не рискнут спустить это дело на тормозах. И к декабрю необходимые экзаменационные материалы, как это и предписано приказом, будут подготовлены и вся оргработа проведена. Останется только сделать так, чтобы все школы, где учатся наши дети, попали в число экспериментальных. А для этого надо уже сейчас собирать родительские собрания, выносить соответствующие решения, оформлять их на бумаге и обращаться с ходатайствами к директорам школ, а при необходимости и выше.
Почему это правильно
Только наиболее употребительных типов сочинений насчитывается более полусотни. По четыре часа на один, меньше просто бессмысленно, и вот уже 200 часов. То есть годовой курс литературы 240 часов надо отвести только на самое поверхностное знакомство с разнообразием сочинительных вариаций. А первичное закрепление, а отработка навыка, а повторение? А читать, в конце концов, когда? Нельзя же творить, не имея ни малейшего понятия о содержании программных произведений. И что тогда взять с обычных школ, где число сочинений нормативными документами ограничено 5-7 штуками в год.
Экзаменационное сочинение - сильнейший стресс. Достаточно сказать, что нигде в мире нет экзамена продолжительностью 6 часов. У нас даже в вузах на вступительных испытаниях сочинения пишутся только 4 часа. Уже сама эта разница работает против детей.
Кстати, большинство институтов уже несколько лет назад отказалось от сочинений как формы проверки знаний абитуриентов по русскому языку. Там нынче в моде тесты, диктанты и те же изложения. На естественных факультетах университетов, где сочинение пока по традиции сохраняется, его результаты учитываются... почти никак. Главное, ошибок не налепить, экзамен-то по русскому языку, а не по литературе, как в школе. Поэтому, раскрыта ли тема, проверяющих практически не волнует.
Объективность - ноль
ШКОЛЬНЫЕ учителя при оценке сочинений стараются сохранить некоторую объективность. Они могут положительно оценить и нетрадиционную трактовку, и оригинальный замысел, и нестандартное воплощение. В гуманитарных же вузах сочинение надо писать так, как того хотят их преподаватели, и потому никакие "нестандартности" там не проходят. Здесь сочинения используются как инструмент отсева "чужих" абитуриентов, тех, кто не платил на подготовительных курсах белым и черным репетиторам и т. д.
Утопить на сочинении очень легко. Есть темы, за раскрытие которых в любом случае можно поставить "два балла". Например: "Истоки творчества Александра Блока". Несчастный ребенок должен объяснить, почему вдруг Блок стал поэтом и почему написал то, что написал, а не что-то другое. По этому поводу существует четыре сильно разных точки зрения. И как попасть в ту, которая больше импонирует вузовскому преподавателю? А что может сочинить выпускник по теме: "Принципы психологического анализа в романе Льва Толстого "Война и мир"? У нас что, есть школы, где дети психологию изучают? Так что одно и то же сочинение могут оценить совершенно по-разному. И понятно, кому это выгодно.
Кто будет против?
ПРОТИВНИКИ новшества, несомненно, найдутся. В первую очередь, из числа репетиторских мафий. Широкое внедрение изложений в практику школьных экзаменов оставит их без "законного", совсем не хилого заработка.
Будут недовольны и школьные словесники из числа тех, кто свой предмет любит куда больше, чем своих учеников.
Есть что терять и издателям псевдоучебной макулатуры, штампующим бешеными тиражами всякого рода "Сочинения без шпаргалки" или, наоборот, "Сборники лучших сочинений - "шпор" по литературе". Такого рода книжонки, конечно, облегчают жизнь учеников. Только вот развитию ума, фантазии да и просто элементарной порядочности вряд ли способствуют.
В выигрыше же останутся дети, тем паче, что тех, кто хочет писать на экзамене сочинение, таких прав никто не лишает. А то явное большинство школьников, коему это не сильно нужно, сможет и здоровье сберечь, и деньги сэкономить, хотя бы на упомянутых выше сборниках, не говоря уж о репетиторах.