Это письмо - о школьных годах старшего сына - прислала Наташа Витенко. Та самая Наташа, рассказ которой об усыновлении - "...Ребенка мы не выбирали" - был опубликован в прошлом номере нашей газеты. Но сейчас это уже не просто исповедь мамы, пережившей большие испытания, а тема, очень больная для всех. Перед публикацией письмо прочли многие родители, и мы попросили их высказаться. Думаем, их мнение будет интересно и вам - если вы не согласитесь с тем, что они думают, есть повод серьезно поговорить о важных проблемах в следующих номерах газеты.
Итак, вначале - рассказ Наташи.
ДА, я боюсь, очень боюсь теперь школу. Нет, я неплохо училась, моя фотография бывала на доске почета, аттестат 4,5 балла, КМС. Но теперь, когда моему младшему сыну чуть больше двух лет, я с ужасом думаю о школе.
Старший с первых лет имел независимый характер. О таких сорванцах любят снимать кинокомедии, но их очень не любят учителя и воспитатели. Студенческий ребенок совершенно не боялся взрослых, считал себя равным. В школу пошел в шесть лет. Из детсадовских групп, после собеседования, набрали один класс. Воспитатели не признались учителю о "достоинствах" сына, и его "отобрали" - мальчик уже умел читать, писать, считать.
На первом же родительском собрании я стала "звездой". В подготовительной группе крупный мальчик сидел за первой партой с краю у окна - чтобы не заслонял ребят и был под рукой воспитателя. Учитель решила сразу же пересадить его за последнюю парту, а он ОТКАЗАЛСЯ. Ах, сколько раз уговаривала меня учительница вернуть его в садик, потому что он "не умеет сидеть"! Сколько раз я наблюдала из-за двери (исключительно по требованию учителя), как одинокий стул за последней партой не стоял на четырех ножках - учитель задает вопрос, ученик обязательно тянет руку так, что стул становится на передние ножки; учитель, как правило, спрашивает другого, и стул откидывается на задние ножки... А письменные работы - это вообще был "мрак", ведь они у мальчика забирали слишком мало времени.
Учиться ему вообще было очень легко. Еще с первых садиковских утренников он легко запоминал стихи любых размеров и любой сложности, а рассказывал их так театрально, что зрители покатывались со смеху. Еще в садике имел "персональную" выставку работ из природных материалов (картинки из семян и сухих листьев). С пяти лет занимался в шоу-балете - наимладшим в группе... Но перепрыгивать через класс я посчитала жестоким. И благодарна первой учительнице - она не испортила сыну желание учиться.
На следующий год - новая молодая учительница (это были ее первые ученики). Полторы четверти была идиллия. А затем в семье учительницы начался разлад, и она перенесла его на класс. Сначала ее муж звонил мне домой, требуя забрать "выродка" из класса, так как он мешает вести уроки. Затем появились плохие отметки, а потом отметки вовсе исчезли... Родители других учеников рассказывали (сын никогда не жаловался), что учитель засовывает ранец за батарею отопления, забирает учебники, ручку, тетради и говорит: (извините, цитирую) "Если ты сейчас не заткнешься, то я тебя так урою, что ты кровью умоешься". В общем, с трудом закончили этот второй класс, в результате которого сын сделал вывод: "Мне все равно два или пять, ругают или хвалят - лишь бы обращали внимание". Но за лето издерганный ребенок успокоился, пришел в норму...
А третий класс пошел комом с самого начала. Нет, сын, конечно, не ангел. Не каждый третьеклассник позволит себе закрыть дверь кабинета перед носом присланной на замену практикантки со словами: "Нам не нужен новый учитель. Мы сами знаем, что делать", - девушка в слезы и к директору. Под конец второй четверти я не выдержала - мальчика перевели в параллельный класс. Но зачем другому учителю нужен дебошир, когда своих хватает? Первое время она ежедневно спрашивала: "Это временный перевод?" Затем стала делать из мальчика изгоя, собирая на родительских собраниях подписи под петицией, что он мешает другим детям учиться. Сначала я не понимала, почему меня упрекают: "Так он же еще и с ВЫУЧЕННЫМИ уроками приходит!" Оказалось, для того чтобы избавиться от ученика, мало показать, что он "балованный", надо доказать, что он "дурак" или "сильно не успевает"...
А потом вообще началась жуть - сын стал уходить из дома. Я думала, что сойду с ума от безвыходности и отчаяния, когда по снегу до глубокой ночи разыскивала его в городе. В начале 1996 года я забрала его из школы. Две последние четверти он ходил туда только писать контрольные работы.
С нанятой учительницей нам повезло - опытный талантливый педагог. Сын восполнил пробелы в знаниях, вновь стал уравновешенным. Нам с мужем было очень тяжело и физически (отец в 6 часов отводил сына к Учителю утром перед работой пешком пол часа туда, пол часа обратно - машины у нас нет, маршруты автобусов проходят неудобно, еще дольше получалось; а я в обед бежала забирать его), и финансово (мы платили за пол дня 100$, что равнялось зарплате за целый день инженера на заводе, т.е. папы).
Весь следующий учебный год четвертого класса сын получал "двойное" образование: с утра посещал (именно посещал) школу, во второй половине дня получал знания у Учителя; вечером делал уроки.
Был у нас один спокойный год, но преподаватель ушла работать в пожарную охрану. И был у нас год просто СКАЗОЧНЫЙ! Как много зависит от классного руководителя! Молоденькая преподаватель русского языка увидела в нашем сыне взбалмошного, но ласкового и отзывчивого человека. Она заступалась за него в учительской, оспаривала навешенные ярлыки - и учителя помягчели, и сын поутих. Но наша ангел-хранитель вышла замуж и ушла...
Восьмой класс начался более чем оригинально. Сын ходил в школу, исправно делал домашние задания. А оказалось, что за два месяца учебы он был на уроках В СУММЕ два дня, остальное время провел в компьютерных клубах. Я в ужасе кинулась в школу. Но одна из преподавателей невозмутимо сказала мне: "Ну чего вы волнуетесь? Он же не один такой. Хорошо хоть не пьет и не курит!.."
Я взяла отпуск и провела его под дверями кабинетов. Урок уже начался, к двери подходят 2-3 мальчика из другого класса, распахивают дверь: "Пошли!", несколько ребят поднимаются и уходят, а мой остается - мама здесь. Я заметила, что некоторые преподаватели сами провоцируют проблемных детей уходить с занятий - проще вести урок. Чтобы не сталкиваться с конфликтами на переменах, учителя уходят из класса с первыми звуками звонка и приходят уже после начала урока. Не редкость и 15-минутный монолог учителя: "Вот вы тут такие сытые и одетые, учиться не хотите, а нам зарплату не платят, своих детей кормить нечем, я с вами время теряю и т.д.". А тот период, когда каждый ученик знал, кто из учителей продает на переменах "жвачки", лучше и не вспоминать...
Английский язык сын начал изучать в индивидуальном порядке заранее. Увы, прекрасный Педагог уехал из города через полтора года, оставив ребенку прочные знания. Но, когда пришло время изучать английский всем классом, как же надо было довести учительницу, чтобы остаться неаттестованным за год, а в последствии еще и "догонять" одноклассников частным образом!
С разными предметами и дела обстояли по-разному. Вернувшись из школы после знакомства с преподавательницей химии, я просто сказала мужу: "Продолжайте учить химию дома". А вот с преподавателем физики сына удалось помирить - результат: не просто 10-12 баллов, а просьбы помочь подобрать дополнительную литературу к очередной теме. Но повторяю: наш сын не ангел. Выходит вечером уставший мальчик с тренировки - навстречу учительница с тяжелыми сумками. Мальчик без просьб относит сумки до двери квартиры в другом квартале (путь неблизкий). Но он не считает этот поступок чем-то особенным (даже дома о такой мелочи не рассказывает), а на следующий день без задних мыслей и без злобы срывает урок той же учительнице.
Дома в семье - спокойный, ласковый, заботливый ребенок. Я расплакалась, когда в классе пятом он позвонил на работу: "Мне было скучно - я вымыл унитаз и все вокруг". Правда, вернувшись вечером домой, обнаружила всю мебель в белых разводах - издержки трудолюбия. А о семейных пеших прогулках-походах по лугам, посадкам, лиманам, улицам незнакомого города можно целые рассказы писать. Наши отношения омрачались и портились разборками школьных подвигов. Когда я в конце восьмого класса сказала: "Все - еще одна выходка, и следующий год будешь учиться в "кадетке" (военный лицей за 800 км)". Сын за полтора месяца до окончания учебного года забросил тренировки и все дни проводил в школе, "подтягивая хвосты" первого полугодия. Табелем особо хвастать не пришлось, но без пробелов и неудовлетворительных отметок...
СЕЙЧАС ему бы исполнилось шестнадцать, но он навсегда останется четырнадцатилетним... А теперь я с восхищением и страхом наблюдаю за младшим сыном. В 1 год 9 месяцев он обладает той же удивительной способностью притягивать взгляды, привлекать внимание и восхищение незнакомых людей на улице (в том числе и солидных мужчин, и тинэйджеров). Его можно уговорить сделать практически все, но заставить нельзя абсолютно ничего. В его присутствии можно кричать сколько угодно, но на него нельзя строго даже посмотреть. Совершенно не склонен к истерикам, но своего добьется. А ведь впереди у него школа...