Реформа школьного образования, естественно, подразумевает и изменение учебников. Крупные издательства - "Просвещение" и "Дрофа" - в совокупности держат две трети этого рынка. Но есть и другие. Например, по экономике и праву лидирует издательство "Вита-Пресс", по иностранным языкам активно работает "Титул" и др. Разобраться в этом многообразии нелегко не только ученикам и родителям, но и учителям. Прояснить ситуацию мы попросили первого заместителя министра образования Виктора БОЛОТОВА.
- Виктор Александрович, кто сегодня имеет право издавать школьные учебники?
- Любое издательство, которое зарегистрировано в Минпечати. Но, чтобы учебник попал в школу, необходимо пройти экспертизу Федерального совета Минобразования. В этот совет входят ученые, методисты, школьные учителя. Они оценивают соответствие каждого учебника, с одной стороны, научным представлениям, с другой - возрасту и дидактике, то есть доступности и доходчивости материала. Вся используемая в школе учебная литература должна иметь гриф Министерства образования Российской Федерации "допущено" или "рекомендовано". Это касается всех компонентов стандарта - федерального, регионального (национально-регионального) и школьного.
Конечно, много изменений повлечет введение профильного обучения в старшей школе. Я позволю себе напомнить, что это означает. Проекты стандартов, которые мы сегодня подготовили для старшей школы, состоят из двух уровней: первый - базовый, общекультурный, а второй - профильный, углубленный. Для чего это сделано - очевидно. Зачем человеку, который точно знает, что он будет гуманитарием, изучать тонкости физики или химии? Представление о естественнонаучной картине мира у него должно быть, это бесспорно, но выучивать сложные физические формулы или залезать в тонкие химические реакции будущему гуманитарию не стоит, и наоборот. Если подросток уже знает, что будет инженером, то не нужно погружать его в тонкости литературоведения или в мелкие детали исторических событий, которые переживала Россия. Тем самым мы решаем проблему перегрузки, которая для нас, для учеников и для родителей сегодня является одной из самых важных проблем школьного образования. Так вот - из-за того, что мы вводим стандарты на базовом и профильном уровнях, потребуется и переделка школьных учебников.
Это не очень быстрый путь - создание хороших учебников займет два-три года работы авторов, учителей, которые апробируют этот учебник. Поэтому на первых порах мы пойдем по пути использования действующих учебников, но будем давать рекомендации - что в них избыточно по отношению к базовому уровню, а чего в этом учебнике не хватает, если рассматривать профильный уровень, и где это недостающее взять. Авторы уже сегодня работают в этом направлении, кое-кто создает отдельные фрагменты, дополняющие учебники.
- Повлечет ли введение Единого государственного экзамена изменение учебников?
- Конечно. Авторы учебников уже начинают писать задания, похожие на те, которые мы используем в контрольно-измерительных материалах.
- Когда и кем будут написаны новые учебники?
- Мы эту работу ведем постоянно, проводим конкурсы по созданию тех учебников, которых не хватает. Например, провели ряд конкурсов для национальной школы, в том числе на создание предметных линий. Они идут по циклам, два-три конкурса в год. Был проведен конкурс по созданию учебника по естествознанию для будущих гуманитариев, в котором интегрированы курсы физики, химии и биологии. Проводили конкурс по созданию учебника по праву. Нужно много пособий по информационным технологиям, т.к. в школу пришли компьютеры и их надо использовать не только на уроках информатики, а и на физике, на химии, на истории и т.д. Никаких специальных конкурсов для создания учебников для профильной или базовой школы мы делать не будем. Старые учебники будут доработаны, и через два года дети ими будут пользоваться. К ним будут написаны пособия. По отдельным новым предметам, например по естествознанию, будем делать новые учебники, потому что сегодня нет хороших прототипов.
Хочу подчеркнуть, что мы финансируем конкурсы только по тем предметам, которые считаем актуальными и необходимыми. Например, конкурс двухлетней давности по написанию учебника по современной истории России. В остальных случаях действует рынок, издатели сами заинтересованы в том, чтобы их учебники были востребованы в школе и соответствовали современным требованиям. Тут мы (Министерство образования) скорее определяем политику. Недавно была встреча с издателями учебников, никто из них не ставил вопрос о деньгах, все ставили вопросы о приоритетах реформирования системы образования.
- А как учителям, родителям и ученикам разобраться в этом многообразии учебников?
- Очень точный вопрос, и мы нередко получаем жалобы от школьных учителей, что в этом обилии учебников легко запутаться. Опытный педагог, посмотрев несколько учебников, сам выбирает, что ему нужно.
Молодому - сложнее, поэтому создана специальная система по сопровождению новых учебников. Мы используем современные информационные технологии и через компьютерные сети доводим до районного центра всю информацию о новинках. Причем с аннотациями не автора и не издателя (понятно, что они свой учебник хвалят безудержно), а с комментариями специалистов. На перспективу по "рекомендованным" учебникам мы будем проводить более жесткую линию. "Допущенных" учебников может быть много, а вот "рекомендованных" - три-четыре по каждому предмету, так что выбор все равно останется.
- В чем разница между министерскими грифами - "допущено" и "рекомендовано"?
- "Рекомендованные" учебники обладают, как говорят в информатике, самым полным интерфейсом - есть пособие для учителя, рабочая тетрадь для ученика, справочный аппарат и т.д. Кроме того, гриф "рекомендовано" означает, что у этого издания есть последующие учебники, у него хватает карт или задачников и т.д. А "допущенным" может быть талантливый учебник, который пока еще не оброс пособиями и т.д. Сильный педагог может по нему работать, но учителю-новичку придется самому дорабатывать материал. "Допущенный" при этом может со временем перейти в категорию "рекомендованных". По закону "Об образовании" школа не имеет право учить по учебникам, у которых нет грифа "допущено" или "рекомендовано". Но, к сожалению, у нас были случаи, когда школы покупались на дешевизну или якобы доходчивость учебников, использовали его, а учебник не проходил экспертизу. Доходило до анекдота, когда в физике появлялась новая единица "Кузя" или искажались факты истории.
- Я знаю, что утвержден двухлетний мораторий на издание новых учебников. С чем это связано?
- Это связано с введением профильной школы и новых школьных стандартов. Законопроект о стандартах находится на утверждении в Государственной Думе, он прошел первое чтение. В любом случае мы рассчитываем, что эта работа будет завершена в первом квартале следующего года.
- Даже в Москве, несмотря на изобилие книжных магазинов, нередки случаи, когда родители и дети месяцами не могут купить учебник, который выбирается в школе для изучения того или иного предмета, а что говорить о российской глубинке. Как должна решаться проблема в этом случае?
- По нашим нормативным документам потребности в учебниках школа должна определять за год вперед. После этого она должна защищать свой заказ на районном уровне. В муниципалитете обсуждается, что позволяет бюджет, а что нет, потому что вопрос обеспечения учебниками - эта компетенция субъектов Федерации. При этом школьный библиотекарь знает и умеет заказывать учебники, и если это делать за год вперед, то учебник можно купить вовремя и гораздо дешевле. В тех регионах, где хорошо отлажена схема доставки школьной литературы, в конце августа - начале сентября никакого ажиотажа нет, все заказывается заранее и на 20-30% дешевле, чем в магазине.
Смотрите также:
- Учителя: управленцы или приспособленцы? →
- Родительское собрание (19.04.2005) →
- Мишень на педагогическом полигоне →