101

Учителя: управленцы или приспособленцы?

БОЛЬНЫЕ точки столичного образования известны. Маленькие зарплаты учителей, неукомплектованность кадрами и нехватка молодых специалистов. И болезнь эта, не решаемая годами, постепенно переросла в хроническую форму. Но ведь известно, если проблему не могут решить сверху, ее постараются решить снизу. Вот что поведала нашей редакции одна из читательниц.

РАБОТАЮ в образовании уже 20 лет из своих 55 (сначала в школе N 656, потом - в N 1277 и N 1983), мой муж - педагог, мама тоже всю жизнь была учителем. Поэтому могу судить о том, что творится в столичных школах. В них царит самоуправство администрации. Она и только она принимает все решения. Поэтому вся школа делится на страдающих учеников, администраторов-управленцев и остальных учителей - приспособленцев. Отсюда - многочисленные нарушения.

Зайдите в любую школу: классы переполнены. И это делается специально. Потому что преподаватели, классные руководители и администрация получают дополнительные денежные надбавки за работу в перегруженных классах! Я вела уроки в кабинетах, где дети вынуждены были сидеть на приставных стульях: на всех не хватало парт.

Другая проблема - якобы нехватка учителей. А знаете ли вы, что если администрация не может найти преподавателя на вакантную должность, то деньги, перечисленные на оплату труда этого учителя, остаются в школе? В классном журнале пропавшее занятие оформляется как "замена", но реальных уроков никто не проводит. Деньги собирают в так называемый фонд накопления, из которого педагогам и администрации выплачивается матпомощь. Поэтому на вакантные должности не берут специалистов - старые сотрудники не хотят лишаться своих премий. А еще администрации выгодно заполнять школы не педагогами-профессионалами, а людьми без диплома, чаще всего бывшими учениками этой школы или приезжими с временной регистрацией. Их делают учителями, потому что ими ЛЕГКО УПРАВЛЯТЬ. Это полностью устраивает администрацию. А педагогам-профессионалам не так легко диктовать свои условия, поэтому их не берут в образовательные учреждения.

Дирекция по своему решению назначает и убирает с мест классных руководителей, учителей-предметников, тасуя их по несколько раз в год без видимых причин. Точно так же ни за что учеников лишили моих предметов, очень важных для каждого школьника, - рисования и черчения. Если перед приездом какого-нибудь официального лица нужно, например, помыть окна, детей без зазрения совести снимают с уроков. Как можно давать неученикам, неродителям и непедагогам такую власть в школе?

Галина КУРАШ

КОММЕНТИРУЕТ председатель Комиссии по образованию МГД Евгений БУНИМОВИЧ:

- В КАЖДОМ классе московской школы должно учиться не более 30 человек. Если записаны два класса, а их объединяют в один и в журнале пишутся замены - это прямое нарушение законодательства. Родителям не нужно бояться - напишите жалобу в окружное управление образования, они проведут проверку и накажут виновных. Школьная администрация должна быть под жестким общественным контролем - попечительских или управляющих советов, родительских комитетов.

В школе действительно существует фонд накопления - туда стекаются все остаточные средства образовательного учреждения (например, если школе нужен преподаватель ОБЖ, но учителя на это место найти не могут, то деньги на оплату его труда накапливаются, или учителю на больничном начисляется зарплата не через школу). Оттуда учителям выплачиваются денежные премии и компенсации. Создание фондов накопления - позитивное явление: зарплаты низкие, надбавки никогда не будут лишними. Но любую хорошую идею можно испортить - обидно, что она используется во вред. Уровень профессионализма учителей - еще один важный фактор. Сейчас мы движемся в сторону специализации школ. Все профили не могут быть представлены во всех образовательных учреждениях.

ОТ РЕДАКЦИИ

ОСЛАБИТЬ власть администрации можно только на законодательном уровне. Та же Галина Кураш, по пособиям которой вся страна учится черчению и рисованию, не имеет звания почетного учителя, потому что заявку на получение звания для нее отказалась подписать администрация школы, а кроме нее, таких полномочий больше ни у кого нет. Противопоставить власти администрации самоуправление? Родительские комитеты слишком слабы, попечительские советы слишком громоздки и недееспособны (да и цели у них иные), школяры правят всего раз в году - в день самоуправления. Не грозит ли все происходящее общим развалом системы? Мы готовы выслушать мнение школьников, родителей, педагогов, директоров по этому вопросу. Пишите на адрес martinkina@aif.ru

Смотрите также:

Также вам может быть интересно