На вопросы читателей отвечает Александр КОРОВИЦЫН
Кому "пара", кому "кол"?
Учитель пугает моего сына семиклассника годовой двойкой, если в последнем триместре у него будет "2", а все к этому и идет. Может ли он так сделать, если в первом триместре было "4", а во втором "3"? Существуют ли на этот счет какие-то общие правила?
И. М. Макеева, г. Златоуст.
Может ли ребенок получить годовую отметку "5", если "пятерка" будет в последней четверти, а во всех предыдущих были "четверки"?
А. А. Самусенко, г. Волжский
В СООТВЕТСТВИИ со ст. 32 Закона РФ "Об образовании" осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся находится в компетенции образовательного учреждения. Поэтому обязательных к исполнению документов федерального или местного уровня на сей счет просто быть не может. Этот процесс должен регламентироваться уставом или каким-либо другим локальным школьным актом: решением педсовета, приказом директора и т.д. Именно там формулируются принципы выставления четвертных (триместровых) и годовых отметок.
Администрация обязана ознакомить школьников и их родителей с содержанием этого документа, позволяющего учащимся заранее планировать итоги своей учебы. Тем не менее, еще остаются школы, где эта процедура не прописана, и учителя выводят четвертные и годовые отметки по своему разумению. Если дело обстоит именно так, то уже пора выяснить у самого педагога, что надо получать в каждом конкретном случае, чтоб, как говорится, были и овцы целы, и волки сыты. При отсутствии консенсуса с учителем придется обращаться к завучу и директору. Если и там вам не удастся прийти к общему знаменателю, то придется смириться с тем, что есть. В вышестоящих инстанциях обычно поддерживают позицию школы, мотивируя это тем, что она лучше знает ребенка.
Зачем классу журнал?
В классе, где учится моя дочь, потеряли классный журнал. Директриса сказала, что если он не найдется, то будут проведены контрольные работы по всем предметам и по всему материалу с начала года. Имеет ли школа на это право? Зачем проводить все контрольные, если отметки за три первых четверти все равно стоят в дневниках? И так ли уж нужен этот журнал, когда до конца года остается всего два месяца, тем более, что и класс наш не 9-й и не 11-й?
Т. К. Бейлис, г. Омск
"ПОТЕРИ" журналов в конце четверти - обычное дело. Обычно они исчезают, когда кому-то из школьников не нравятся полученные ими отметки. Чаще всего те самые ученики их и прячут. Гораздо реже выбрасывают в мусорные контейнеры или сжигают.
В соответствии с Номенклатурой дел учебного заведения классный журнал подлежит хранению в школьном архиве в течение пяти лет. По истечении этого срока из журнала извлекаются сводные ведомости четвертных и годовых отметок, которые должны покоиться в архивах в течение 75 лет. Именно поэтому журнал, если он категорически бесследно исчез, в обязательном порядке подлежит восстановлению.
Способы его реанимации нормативными документами не регламентированы. То есть - это вопрос школьной администрации. При этом она имеет полное право не учитывать, отметки, выставленные в дневниках, поскольку дневник - документ ученика, а не учебного заведения.
Понятно, что восстановление журнала, особенно в конце учебного года, достаточно кропотливый процесс и лишняя, причем никак не оплачиваемая работа для учителей. Понятно, что контрольные работы по давно пройденному материалу дадут отметки куда ниже, чем те, которые были раньше. Вот почему всем будет лучше, если журнал все-таки найдется. Ведь это основной, наряду с личным делом учащегося документ, подтверждающий факт обучения школьника и его успеваемости в конкретном классе.