Школам не хватает бюджетных средств. Таким образом образуется финансовый вакуум, который неизбежно заполняется средствами родителей.
ПРОТИВ незаконных поборов в школах в прошлом году прошла целая кампания: уволены директора. Но проблема осталась: денег не хватает, и школы законным (а иногда и незаконным) путем привлекают к решению финансовых вопросов родителей. По расходованию этих денег часто не ведется бухгалтерии. Если вывести все финансовые потоки "на чистую воду", каждая копейка будет тратиться только на детей. В теории это хорошо, а как сделать на практике?
Может быть, воспользоваться наработками частных образовательных учреждений, которых за 15 лет в столице появилось уже около 250? Так, по словам Эльвиры Исаевой, учредителя частной школы "Ретро", все средства, поступающие от родителей, расходуются только на учеников. В оплату включены медицинское обслуживание, четырехразовое питание, обеспечение детей учебниками, тетрадями и канцтоварами. Все решения по финансовым вопросам принимает общее собрание родителей. Администрация готовит список предложений: например, есть необходимость починить фасад, заменить батареи и т. д. Родители выносят вердикт: заниматься будем внутренним благоустройством, а с фасадом повременим. Финансовые санкции могут быть полезными и в педагогическом отношении. Например, если ребенок произносит ругательство, его родители должны заплатить 100 руб. в школьную казну. Кстати, еще одна находка школы - отсутствие звонков. Услышав сигнал к окончанию урока, дети не в состоянии сосредоточиться. А учитель мог не успеть договорить самое важное. Малышам в начальной школе бывает сложно высидеть 40 минут: без звонка время на занятие и переменку можно регулировать в зависимости от сложности преподаваемого материала.
Есть и другие идеи, которые обычные школы могут позаимствовать у частных. Так, они первыми начали работать в режиме полного дня, на который сегодня переходит все больше столичных школ. В негосударственном секторе отработана и безоценочная система учебы (дети получают не "четверки" и "пятерки", а накопительные баллы). Сейчас так учатся первоклассники во многих обычных школах. Когда гособразовательные учреждения переходили на трехлетнюю модель обучения в начальной школе, многие частные продолжали заниматься по схеме "1-4". И это было правильно: нынешнее возвращение к "1-4" система образования переживает болезненно.
К сожалению, до новаций (в том числе "капитализации" отношений) общеобразовательным школам далеко. И дело здесь не в том, что нет желания экспериментировать. Сегодняшнее образование оказалось неповоротливым механизмом, страдающим еще советским "гигантизмом". В последние годы строятся в основном большие школы. В классах по 25-30 детей (хотя педагог способен активно воздействовать только на 8 учеников). Об индивидуальном подходе и речи не идет...
P. S. А сколько денег вам реально приходится тратить на школьное образование ребенка (и каким образом это организовано)? Отдали бы вы ребенка в частное учреждение, если бы оно стоило столько же? Пишите нам на moskva@aif.ru