Министерство образования и науки обнародовало планы реформирования российской младшей школы: на заседании коллегии директор департамента государственной политики в сфере образования Исаак Калина предложил ввести "предшкольный уровень образовательной системы". На практике это означает введение дополнительного, нулевого класса младшей школы и увеличение продолжительности школьного образования до 12 лет.
КАК уверяет чиновник, удлинение на год обучения в начальной школе позволит "не только снять с младших школьников избыточную нагрузку, но и освободить время для дополнительного образования". Главная цель нового варианта школьной реформы, по словам ее разработчиков, - сглаживание "социальных различий детей и их адаптации к школьным нагрузкам".
На сегодняшний день ребенка обязаны взять в школу, даже если он не знает ни одной буквы. На практике большинство родителей предпочитают заранее готовить своих детей к школе, чтобы облегчить им дальнейшую учебу. Так как будущих школьников готовят либо сами родители, либо учителя на подготовительных курсах при школе (цены там сравнительно невысокие) или репетиторы (100-150 руб. за урок), то уровень подготовки у детей, конечно, разный. Судя по всему, выравниванием этого разнобоя сейчас и озаботилось Министерство образования.
Неясностей в реализации идеи министерства остается слишком много. Ответов на большую половину вопросов нет у самих разработчиков реформы. Как отметил Исаак Калина, предшкольным образованием планируется охватить только около 45% российских детей - из семей, где ребенка не могут подготовить к школе самостоятельно. Кто и как будет определять, нужна ли конкретному ребенку специальная предшкольная подготовка, Исаак Калина не уточнил.
В конце концов, реформа охватит всех детей в возрасте 5-6 лет. Когда это произойдет - когда проект реформы станет "нормой жизни", чиновники еще не решили. Планы реформирования младшей школы вынашиваются уже давно. Заявление Исаака Калины означает лишь начало процесса обобщения наработок.
Кто и в каком объеме будет финансировать увеличение продолжительности школьного обучения на целый год, пока тоже не ясно. По словам источника из Министерства образования, "про финансирование в материалах о реформе ничего не сказано". Возможно, считает он, обучение в нулевом классе будет "вариативным": например, 45% детей подготовятся к школе бесплатно, а остальные - за плату. Возможность того, что желающих подготовить детей бесплатно окажется больше 45%, в министерстве вообще не рассматривают.
О том, что создание заведомо разных условий для подготовки первоклассников нарушит Конституцию, там также не говорят.
По мнению экспертов, проект реформы в том виде, в котором он существует, не жизнеспособен. Это может быть только делом далекого будущего. Как рассказал разработчик одного из проектов реформирования школьного образования Анатолий Пинский, в настоящее время устроить обязательный нулевой класс для пяти-шестилеток невозможно ни в детском саду, ни в школе.
В детском саду сделать это нельзя, так как в отличие от школы посещение детских дошкольных учреждений не является обязательным. В школах создать класс для детей дошкольного возраста не удастся, потому как пребывание малышей в любом образовательном учреждении возможно лишь при наличии условий для дневного сна и питания.
Таким образом, нулевой класс просто не вписывается в существующую систему школьного образования. Именно по этой причине новое начинание федерального министерства не поддерживает Москва. Как заявил пресс-секретарь столичного департамента образования Александр Гаврилов, "для того чтобы ввести в школах нулевой класс, их все сначала надо перестроить". Школ на сегодняшний день в России много - 63,4 тысяч.
По материалам сайта 5ballov.ru